Великий русский актер Михаил Жаров появился на свет в Москве 27 октября 1899 года. Прародители актера не известны, но с его отцом связана любопытная история. Еще младенцем он был найден на пороге Николаевского приюта сторожем. Одет ребенок был достаточно хорошо. Внутри находилась записка, в которой значилась просьба дать ребенку имя Иван. В приюте был обычай: каждая работающая там женщина должна была обучить троих воспитанников и дать им свою фамилию. О матери известно больше. Она была потомком бывших крепостных крестьян из Смоленской губернии.
Отец Михаила Жарова начинал типографским печатником. В последствие, он дослужился до агента, в обязанности которого входила обработка заказов, после чего дела в семье улучшились. Сам Михаил долгое время работал вместе с отцом в должности наборщика, получая 50 копеек зарплаты в день. В большой семье Жаровых все без исключения очень любили искусство, читать книги, а маленький Михаил, как и многие актеры в его возрасте, «играл в театр», веселя публику зарисовками из жизни городового и Петрушки.
Когда Михаилу исполнилось шестнадцать лет, в 1915 году, его приняли на службу в театр «Опера С.И. Зимина». Юный Жаров был очень худой и высокий и на первых порах был в театре «мальчиком на побегушках». В его «обязанности» входило распространение билетов среди бедной публики. Боевое крещение Жаров прошел на сцене в качестве статиста в опере «Капитанская дочка», не произнеся ни единого слова. Ему нужно было сыграть инородца, который получал по голове удар палки, от которого он сразу же в первый вечер потерял сознание.
В том же 1915 году он случайно попадает в кино. В театре появился человек и позвал желающих в массовку. Жаров снялся в опере «Псковитянка» Римского-Корсакова с Федором Шаляпиным в главной роли. Михаилу же досталась роль опричника, в гриме которого его практически не возможно было узнать. Наверное, этот опыт и подтолкнул Михаила Жарова к попытке поступить на работу в театр-кабаре «Летучая мышь». Однако ему там отказывают. Вслед за этим последовало еще два отказа: в училище Малого театра и в студии МХАТ. После чего ему пришлось вернуться обратно.
После революции, когда большинство театров были закрыты, Михаил Жаров уезжает на Восточный фронт с передвижным театром Красной Армии. В 1921 году, после обучения в студии Ф. Комиссаржевской, он поступает на службу в Рогожско-Симоновский театр. Спустя год он переходит в театр Мейерхольда. Михаил Жаров был неподражаем в небольших ролях второго плана, таких как секретарь в «Учителе Бубусе» или денщик в «Мандате». Его коллегами по сцене были такие звезды того времени, как Охлопков, Райх, Гарин, Ильинский. С последним Жаров очень часто и по-доброму спорил на тему разности актерских приемов.
В период с 1926 по 1938 годы Жаров сменил несколько театров, среди них Бакинский рабочий, Реалистический, Казанский Большой драматический, Московский камерный. Самые запоминающиеся роли того периода: матрос Алексей в «Оптимистической трагедии», домоуправ в «Зойкиной квартире», буденовец в «Первой конной», Васька Окорок в «Бронепоезде 14-69». А с 1938 года и до самого конца Михаил Жаров служил в Малом театре, в котором был королем классического репертуара. Это и Дикой в «Грозе», и Мурзавецкий в «Волках и овцах», и Иннокентий в «Сердце не камень», и городничий в «Ревизоре», и Прохор в «Васе Железновой».
В 30-е годы Жаров был практически нарасхват в кино. Кто же сейчас не вспомнит Меньшикова в «Петре Первом», Смирнова в «Медведе», Коваленко в «Человеке в футляре», конторщика Дымбу в фильмах «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона»…? Самой яркой ролью военного периода был образ Малюты Скуратова в ленте «Иван Грозный», которая была снята в 1944 году. Во второй половине сороковых годов ради своей жены, актрисы Людмилы Целиковской, Михаил Жаров берется за режиссуру. Самый известный его фильм, как режиссера, стала комедия «Беспокойное хозяйство», в которой, кроме Целиковской, играло большое количество известных актеров. Этот фильм снискал огромную популярность у советских зрителей, а вот власти того времени очень много критиковали ее за отсутствие идеи и легкомысленность.
Но зрителям всех поколений Михаил Жаров запомнится, как легендарный Анискин в трилогии «Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин». Последний фильм из этой серии Михаил Жаров снимал сам в качестве режиссера. Ко времени съемок этой ленты Жаров уже давно и тяжело болел. Но перед камерой этого было практически не заметить, настолько прекрасно и достойно вел себя этот легендарный актер.
Михаил Жаров был лауреатом нескольких Государственных премий I степени, имел звание Народный артист СССР, являлся обладателем диплома жюри ВКФ, а также был награжден Звездой Героя Социалистического труда.