Актеры

Юрий Никулин

Поделиться:


Юрий Никулин родился восемнадцатого декабря 1921 г. в Смоленской губернии в г. Демидов. Владимир Андреевич, отец Юрия, после демобилизации из Красной Армии окончил курсы Политпросвета и устроился в местный драмтеатр, в котором работала актрисой и будущая мать Никулина. Скоро Владимир Андреевич сам организовал передвижную труппу «Теревьюм» - театра революционного юмора, сам много играл и ставил спектакли.

Четыре года спустя после рождения Юрия семья перебралась в столицу, где его отец продолжил трудиться, занимаясь своим любимым делом – писал конферансы, репризы и интермедии для цирка и эстрады. Позже он начал сотрудничать с газетами «Гудок» и «Известия». В то время Никулины регулярно, не менее двух раз в неделю, посещали театр, и маленький Юрий оказался прямо в центре театральной столичной жизни. Отец вел кружок и в школе, где обучался Юрий, поэтому сын, естественно, принимал в нем участие. В пьесе «Детство» по одноименной книге Горького Юрий сыграл Пешкова. По окончании десятилетки в 1939 году Юрий был призван в армию, где попал в артиллерийские войска. Буквально через месяц с начала его службы началась война с Финляндией, к счастью, в этих боевых действиях участвовать ему не пришлось. В апреле 1941 г. он начал готовиться к демобилизации, но тут грянула следующая война. В результате участия в военных действиях Никулин дважды лежал в госпитале. Победу Юрий встретил в Прибалтике, но домой попал не скоро. Его демобилизовали только через год, в мае 1946-го.



Летом этого же года Никулин подал документы во ВГИК, но вдруг с третьего тура его снимает экзаменационная комиссия, порекомендовав ему попробовать поступить в театральный институт. Прислушавшись к полученному совету, Юрий подал свои документы сразу в два учебных заведения: Щепкинское училище при Малом театре и ГИТИС. Но тут его поджидала неудача. Юрия не взяли ни во вспомогательный состав МГСПС, ни в другие творческие студии и училища. В конце концов, удача улыбнулась и ему – его взяли в студию при Ногинском театре, руководил которым режиссер К. Воинов.

В сентябре 1946-го Никулин услышал про набор в студию клоунады в государственном Московском цирке и решил попробовать. В эту студию он смог поступить сразу, хотя конкурс действительно был огромный. И 25 октября 1948-го он в первый раз самостоятельно выступил на цирковом манеже. В репризе, которую подготовил его отец, он играл вместе с Борисом Романовым, своим напарником. И в скором времени Романов и Никулин уже гастролировали вместе с известнейшим Карандашом. Позже у Юрия появится другой напарник. Им станет Михаил Шуйдин.



В 1949-м Никулин знакомиться с девушкой, впоследствии Татьяна Покровская становится его женой, и в 1956 году четырнадцатого ноября в семье появляется сын, которого назвали Максимом.

Еще в 1950 г. Шуйдин и Никулин с Карандашом расстались и продолжали весьма удачно выступать. В 1955 г. в первый раз они были отправлены за границу с гастролями.

В 1958-м Никулин снялся в своей первой эпизодической роли в «Девушке с гитарой», где сыграл пиротехника. И его незадачливый герой, который чуть не спалил своим фейерверком экзаменационный кабинет, а потом и целый отдел магазина, вызвал смех практически у всех зрителей. Дебютный успех Юрия привлек внимание и другого режиссера Мосфильма – Юрия Чулюкина, который сделал актеру предложение сыграть роль этакого пройдохи – Клячкина. И комедия «Неподдающиеся» с успехом прошла во всех советских кинотеатрах.



Но по-настоящему знаменитым актером Никулин стал уже в начале 60-х. Известность ему принесла короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс», снятая Леонидом Гайдаем. Работа над этим фильмом шла практически без репетиций. В то время Юрий активно работал в цирке, и режиссер смог подстроить съемочный график под требования артиста. Скоро пришло время и следующего короткометражного фильма под названием «Самогонщики». И после выхода на экраны, троица Никулин-Вицин-Моргунов стала культовым символом советского кинематографа.

В этом же 1961 г. Никулин сыграл одну из лучших своих кинематографических ролей – он снялся в кинокартине «Когда деревья были большими». Эта роль стала первой его драматической работой, и, выбрав его, режиссер не ошибся. После выхода на экраны этой картины, другие режиссеры начали смотреть на Юрия Никулина по-другому.



Такие успешные киноработы привели к тому, что Юрия знала буквально вся страна. И в цирк зрители тянулись, чтобы посмотреть не столько на Никулина – клоуна. Хотели они увидеть именно известного Балбеса. Фильмы с участием актера продолжали выходить, но все-таки режиссеры чаще использовали его в комедийных ролях. Но в 1964-м артисту снова была предоставлена возможность сняться в серьезной роли хозяина Мухтара. Дальше последовали «Операция Ы» и «Кавказская пленница», где известная троица опять снялась вместе, а затем и снова необычная работа в роли монаха в «Андрее Рублеве» у Тарковского. Ну и звездной ролью его стал Горбунков из «Бриллиантовой руки».

Режиссеры с удовольствием продолжали снимать успешного и талантливого артиста. Помимо актерских работ, Никулин был и телеведущим.