Актеры

Анатолий Папанов

Поделиться:

Анатолий Папанов

 

Мы все, до сих пор скорбим о том, что Анатолий Папанов преждевременно ушел из жизни, так и не воплотив полностью один из ярчайших образов, созданный им за время длительной актерской карьеры.  Он умер от сердечного приступа, в душевой. Но, не смотря на это, мы восхищаемся его последним фильмом  - "Холодное лето пятьдесят третьего", появившимся в 1987.

 

Анатолий Папанов

 

Но этой эпохальной роли предшествовала долгая жизненная и актерская дорога. Папанов появился на свет в октябре 1922. Он родился в рабочей семье, проживавшей  в Вязьме.  Через несколько лет семья будущего актера перебирается в столицу.  К этому времени, Папанов уже учится в школе, где начинает интенсивную работу в школьном драматическом кружке.  Наверное, эти занятия и позволили ему избежать отрицательного влияния улицы.  Работа в драмкружке настолько привлекла Папанова, что окончив школу и начав трудиться на столичном заводе шарикоподшипников, он параллельно начинает работу в театральной студии «Каучук», тогда, достаточно известной в Москве. Но чисто театральная работа уже тогда не совсем устраивала Папанова. Он постоянно старался поучаствовать в массовках при «Мосфильмовских»  съемках. Он постоянно питал надежду привлечь внимание режиссёров этих картин. Но его надежды к началу Отечественной войны совершенно не оправдались. 

 

Анатолий Папанов

 

Практически с первых ее дней, Папанов находится в действующих частях. Ему даже удалось дослужиться до сержантского звания и получить должность взводного командира. Зимой 1941-1942 годов, судьба забросила его под Харьков. Там Папанов получил серьёзное ранение. После него, Анатолий уже не смог воевать и вернулся в столицу уже инвалидом. Там он срезу же, старается начать актерскую карьеру и после успешной сдачи экзаменов становится студентом театрального института, которым тогда руководил М. М. Тарханов. Там он обучается под руководством известных МХАТовских актеров  Марии и Василия  Орловых.

 

Анатолий Папанов

 

Практически сразу раскрывается блестящий театральный талант Папанова. Уже первые его учебные роли оказались замечены  и по достоинству оценены театральными специалистами.  Доказательством этого служит приглашение в театральные коллективы МХАТа и Малого театра. Но Папанов отклоняет эти заманчивые предложения. Он следует за женой, которая уже распределена в Клайпедский театр драмы.  И после учёбы, завершившейся в 1946, молодая семья перебирается в Прибалтику.  Но жизнь там оказалась для Папанова достаточно непродолжительной. Вскоре, ему поступило приглашение к сотрудничеству от  А. Гончарова и актер начинает работу в столичном Театр сатиры. Это происходит в 1948 году. Но там его карьера долгое время оставалась практически «на нуле». Долгое время Папанову приходилось играть только вторые роли. Положение изменилось только после появления спектакля «Поцелуй феи», постановка которого осуществилась в 1955.

 

Анатолий Папанов

 

Замеченному критиками актеру уже стали доставаться более значимые роли.  Можно считать, что с 1955 года и начинается «Звездный путь» Папанова, хотя, к этому моменту, он сыграл уже два десятка ролей в театре и эпизодическую роль в кино.  

 

Но вот дальше этой роли, в то время, дело не пошло и актер продолжает успешную театральную карьеру вплоть до 1961 года, когда, наконец, последовали приглашения сниматься в кино. В этом году актеру удалось сниматься в четырех фильмах.

 

Анатолий Папанов

 

На протяжении следующей пятилетки Папанову удается создать в кино еще двенадцать образов. Тогда еще не определилось основное кино-амплуа Папанова, и эти роли принадлежат к диаметрально противоположным типам героев. Но в  1966 появляется прекрасная Рязановская картина «Берегись автомобиля», которая надолго определила основной кинообраз Папанова.  Он надолго становится комедийным актёром, играющим несколько грубоватых и хамоватых персонажей.  Таких ролей, он сыграл более десятка. Чего стоит, например, образ Лелика из «Бриллиантовой руки» или незабвенного Кисы Воробьянинова.

 

Анатолий Папанов

 

Самому актеру, подобный режиссерский подход нравился не очень. Он постоянно пытался изменить свой образ. Одной из удачнейших подобных попыток есть роль Дубинского в «Белорусском вокзале». Но зрители настолько привыкли к его великолепным комическим ролям, что уже плохо воспринимали актёра в более серьезных картинах. Еще одной наработкой Папанова есть озвучка мультиков. Наиболее известной его работой в этом направлении, естественно, считается «роль» Волка в любимейшем мультсериале советской детворы «Ну погоди!».

 

С 1984 Папанов перестает сниматься, но активно работает в театре. В 1987 он пробует себя даже в роли режиссера. Единственной его работой стала постановка «Последние» по известной Горьковской пьесе. В этом же году Папанов, после перерыва, возвращается в кино, завершить работу, в котором ему мешает смерть.