Фишка.ру - интернет-журнал » Кино » Режиссеры » Захаров Марк Анатольевич - движущая сила театра «Ленком»
Режиссеры

Захаров Марк Анатольевич - движущая сила театра «Ленком»

Поделиться:

 

 

 

 

Захаров Марк Анатольевич - движущая сила театра «Ленком»

     Один из ведущих режиссеров России Марк Анатольевич Захаров родился в Москве 13 октября 1933 года. Он вырос в педагогической семье. Его же собственная семья полностью принадлежит искусству. Нина Лапшинова и Александра Захарова, жена и дочь режиссера, - актрисы.

 

     Еще до начала войны маленький семилетний Марк попал на спектакль МХАТа «Синяя птица». И это предопределило его дальнейшую судьбу, которая в чем-то была похожа на судьбы других актеров и режиссеров. Он занимался в большом количестве драматических студий и кружков. В один из них – в Московском доме пионеров – он ходил вместе с Андреем Тарковским. Марк закончил школу в 1951 году. После нескольких неудачных попыток с определением дальнейшей профессии он, по совету своей матери, пришел в школу-студию МХАТ. Первое прослушивание он с треском провалил. После этого, с помощью Галины Сергеевны, которая лично занималась с сыном и учила его читать стихи и прозу, он успешно прошел экзамены в ГИТИС и стал студентом первого курса вместе с В.Васильевым, В. Бесковой, Л. Овчинниковой, Ф. Мокеевым.

 

Захаров Марк Анатольевич - движущая сила театра «Ленком»

     Марку Захарову повезло с учителями, которых он буквально боготворил. Главным человеком, под влияние которого он попал, был А.М. Лобанов, руководитель Театра им. Ермоловой. Именно на его занятиях и репетициях в Захарове пробудился дух театра, что помогло ему постичь все его тайны и секреты. Будучи студентом второго курса, он активно играет на подмостках театров имени Маяковского и Ермоловой. А в 1955 году уезжает по распределению в Пермский областной драматический театр. Кроме актерской игры он пишет стихи для детей, много рисует, выпускает газеты, ставит «капустники», работает на радио. Его дебютной режиссерской работой стали «Аристократы» Погодина.

 

     В 1959 году Захаров с женой снова приезжают в Москву. Сперва театр имени Гоголя, а потом Эстрадный театр миниатюр стали вехами его творческого пути. Именно в Театре миниатюр у Марка Анатольевича развился дар юмористической театральной литературы. Его миниатюра «Кто виноват» идет на сцене театра вместе со спектаклем «Неужели вы не замечали?», который был поставлен им самим. В период до 1964 года Захаров много сотрудничает со Студенческим театром МГУ, где и понимает, наконец, что он режиссер, а не актер. Там он ставит «Дракона» Е. Шварца и «Карьеру Артура Уи, которого могло и не быть» Б. Брехта. Именно Студенческий театр и ввел Захарова в мир большой режиссуры, именно с его подмостков и начался его серьезный творческий взлет.

 

     С 1965 года Марк Захаров приходит в Московский театр сатиры в качестве режиссера. Его началом стало «Доходное место» А. Островского. Спектакль наделал много шума и долгое время шел с огромным успехом, пока не был запрещен к показу из-за соображений идеологии. Далее Марк Анатольевич ставит «Банкет» А. Арканова и Г. Горина, но с этим спектаклем происходит то же самое, что и с «Доходным местом». После этого его режиссерская карьера оказалась под большим вопросом. Помог А.А. Гончаров и его предложение поставить «Разгром» А. Фадеева на сцене театра имени Маяковского. Захаров пишет пьесу совместно с И. Прутом, а главную роль в спектакле играет А. Джигарханян. Спектаклю так же грозил запрет, но помогла вдова Фадеева.

 

Захаров Марк Анатольевич - движущая сила театра «Ленком»

     В 1973 году Марк Захаров приходит в «Ленком». Подъем театра начался с «Автограда-ХХI» (1973 год) и «Тиля» (1074 год). Именно с этого периода и берет начало фирменный стиль Захарова, как режиссера. В его спектаклях неотъемлемой частью присутствует музыка, что ранее никто до него на театральной сцене не делал. «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Поминальная молитва», «Мистификация», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Юнона и Авось» - все эти спектакли запомнились зрителю не только режиссурой и актерской игрой, но и музыкой, специально написанной для этих спектаклей.

 

     Огромнейшее место в творческом пути Марка Анатольевича Захарова занимает его работа в кино. На его фильмах выросло не одно поколение россиян. «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхаузен», «Формула любви», «Убить дракона», «Дом, который построил Свифт» - эти фильмы не только отличаются от всех остальных большой режиссерской индивидуальностью и особым почерком, но и имеют огромную художественную ценность, поскольку заставляют обращаться к творчеству такого великого писателя, как Евгений Шварц. По словам самого Марка Захарова, он не состоялся бы как режиссер без того созвездия великих актеров, которые работают в театре «Ленком»: А. Абдулова, И. Чуриковой, А. Збруева, Л. Броневого, Н. Караченцева, О. Янковского, В. Ракова, А. Джигарханяна, М. Мироновой, К. Юшкевича.

 

Великие спектакли, прошедшие на сцене «Ленкома», входят: «В списках не значился», «Ясновидящий», «Иванов», «Хория», «Жестокие игры», «Люди и птицы», «Школа эмигрантов».