Режиссеры

Сергей Юткевич

Поделиться:

 

Чтобы перечислить все сделанное Сергеем Юткевичем, все звания и награды, ему присужденные, потребуется некоторое время. Сергей Юткевич – советский и российский теоретик кино и кинорежиссер,  художник и доктор искусствоведения, Герой социалистического труда и народный артист СССР, театральный режиссер и постановщик, актер и профессор ВГИКа. За всю свою долгую творческую жизнь Сергей Юткевич был обладателем большого количества наград: двух специальных призов Каннского фестиваля, золотой медали Венецианского кинофестиваля, премии кинофестиваля в Венеции в восемьдесят втором году, Государственной премии СССР.

 

Сергей Иосифович начал свой творческий путь в семнадцатом году. Когда разгорелась Гражданская война, Юткевич осваивает сразу несколько профессий: ассистента режиссера, актера, художника. В период с двадцать первого по двадцать третий годы он проходит обучение на театральном факультете ВХУТЕМАСа. Позже он заканчивает Высшие режиссерские мастерские, которыми руководил сам В.Мейерхольд. Юткевич встретился с С.Эйзенштейном, будучи еще студентом. Вместе они работают над несколькими спектаклями. Практически одновременно Сергей Юткевич становится членом, а позднее художником и режиссером групп «Синяя блуза». Это небольшие театральные коллективы, занимающиеся агитационной деятельностью.

 

 

В начале двадцатых годов четыре гения – Козинцев, Крыжицкий, Юткевич и Траубенг разрабатывают и публикуют работу под названием «Эксцентризм», которая потом ляжет в основу мировоззрения Фабрики Эксцентрического Актера. Целью этой группы было создать истинное революционное искусство, которое бы заключило в себя эстраду, агитацию, цирк и театр.

 

С середины двадцатых годов Юткевич старается переходить от теории к практике. Первой лентой молодого новатора становится комедия «Даешь радио!». В этой картине речь шла о буднях беспризорников на улицах Москвы. С конца двадцатых годов Юткевич возглавляет Первую мастерскую кино на базе студии «Ленфильм». Этому делу он отдает целый десяток лет. В эти годы он много снимает: «Златые горы», «Кружева», «Встречный», «Черный парус». От ленты к ленте мастер все больше отдается набирающей силу и обороты идеологии, принося ей в жертву киноэстетику.

 

 

В начале тридцатых Юткевич еще пытается экспериментировать (например, в ленте «Анкара – сердце Турции»). Но он не просто кинорежиссер эпохи Советов, он – ее центральная фигура. Поэтому он не имеет право на эксперименты, а только лишь на создание фильмов, удовлетворяющих Вождя и Партию. И он делает это. И делает это, порой закрывая глаза на то, что страдает его индивидуальность и художественная сторона конечного результата. Но такие картины, как «Шахтеры», «Яков Свердлов» и «Человек с ружьем» нравятся правящей верхушке. И они не лишены определенного качества.

 

В тридцатых сороковых годах Сергей Юткевич совмещает сразу несколько родов деятельности. Он руководит «Союздетфильмом», активно преподает и занимается научной деятельностью, возглавляет ансамбль песни и пляски НКВД. В годы войны он смог ненадолго вспомнить эксцентрику в таких работах, как «Боевой киносборник № 7» и «Новые похождения Швейка». Уже в конце войны он открывает свою мастерскую во ВГИКе, приезжает во Францию, о которой позже снимает ленту «Освобождение Франции».

 

Послевоенное время оказалось тяжелым не только для страны, но и для такого мастера, как Сергей Юткевич. Он не очень удачно снимает картину «Свет над Россией» - киноинтерпретацию пьесы «Кремлевские куранты» Н.Погодина. Но правящая элита решила, что Ленин в этом кино получился не совсем великой фигурой. К тому же вспомнилось эксцентрическое прошлое Юткевича. Последовала опала и «ссылка» из ВГИКа во ВНИИ искусствознания.

 

Сергей Юткевич

 

Гонения ослабли только к пятьдесят второму году. Юткевич работает в свое удовольствие, снимая две ленты, не связанные с политикой и образами вождей: «Великий воин Албании Скандербег» и «Пржевальский». Первый фильм даже удостаивается премии Каннского кинофестиваля. Вторая половина пятидесятых и шестидесятые годы – второе творческое рождение Юткевича. Оно сближает режиссера с театром. Сергею Юткевичу принадлежит более тридцати театральных постановок, многие из них осуществлены совместно с признанными мастерами театра. Самыми известными его работами стали: «Карьера Артура Уи», «Баня» и «Клоп». Пять лет Юткевич возглавляет Студенческий театр МГУ. В этот период он активно выезжает за границу, чаще - во Францию. Три раза он работает в жюри Каннского фестиваля, несколько раз был награжден премиями этого форума.

 

До последних дней Сергей Юткевич сохранял творческую активность. Он преподавал, писал книги об искусстве, ставил пьесы. Последней его киноработой стал фильм «Ленин в Париже».