Фишка.ру - интернет-журнал » Кино » Режиссеры » Шангелая Георгий Николаевич
Режиссеры

Шангелая Георгий Николаевич

Поделиться:
Шангелая Георгий Николаевич

 

Шангелая Георгий Николаевич  родился 11мая 1937 года в г. Москве, отцом режиссёра был классик грузинской культуры, режиссёр Николай Шангелая, мать – ведущая грузинская актриса Нато Вачнядзе. Мальчик стал вторым сыном в семье. Старшим братом Георгия был Народный артист Грузинской ССР режиссёр Эльдар Шангелая.

 

В 1961 году Г.Шангелая закончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская А.Довженко и М.Чиурели), диплом он защитил в 1963 году. Ещё в 1961 году приступил к работе на киностудии «Грузия-фильм», одновременно руководил мастерской в Институте театра в Тбилиси.

 

Георгий Николаевич Шангелая стал автором сценариев к десяти фильмам, он в основном сам использовал свои сценарии для съёмок кино. Он был занят как актёр в пяти фильмах - "Наш двор", "Отарова вдова", "Повесть об одной девушке", "Иные нынче времена", "Приди в долину винограда" и других.

 

Шангелая Георгий Николаевич

Творчество

В 1985 году Георгий Шангелая поставил фильм «Путешествия молодого композитора» по мотивам рассказа Отара Чхеидзе «Ветер, которому нет имени». На самом деле имя у ветра было, и у времени тоже – точно указана дата происходящего, 1907 год. Кадры фильма, заполненные тёплым светом и фронтальные композиции кадров, заставляют вспомнить работы Пиросмани. Они как бы фокусируют дежурную подачу кинематографа Грузии, который якобы полностью сосредоточен на беззаботной жизни и чудачествах её обитателей. Но селения, в которые приезжает музыкант, почему-то полупусты, а люди, слушавшие музыку, куда-то пропадают. Весь фильм стал метафорой безысходности, невозможности найти свой путь развития в стране, где дороги для этого развития закрыты.

 

 

Через 11 лет Г. Шангелая снимает картину «Смерть Орфея». В этом фильме уже не указано время действия. Но и в этом фильме прослеживается знакомая проблема. Герой картины – интеллигент, профессор-энтомолг становится жертвой обстоятельств, связанных с неустроенностью общества, в котором тон задают национал-радикалы. Главный герой оказывается в окружении людей сломленных, считающих профессора, как минимум, подозрительной личностью, для которых энтомолг является вражеским агентом, космополитом.

 

В прмежутке времени между съёмками «Путешествия…» и «Смерти Орфея» Г.Шангелая выпустил в свет только один фильм – боевик «Хареба и Гоги», где повествуется о кахетинцах, занятых народной борьбой. Г.Шангелая уже делал попытку выйти в народ, сняв в 70-х картину «Приди в долину винограда», но картина стала неудачной. Теперь же фильм становится лидером кинопроката в Грузии.

 

 

Примкни в своё время Г.Шангелая к сторонникам Звиада Гамсахурдия, он, скорее всего, стал бы министром культуры, или получил бы другой важный пост. Но помешали родственные связи. Гамсахурдия причислял Г.Шангелая к своим основным врагам. Кроме того, хоть Г.Шангелая с успехом вышел в народ со своей народной картиной, он никогда не скрывал и не отрицал своей принадлежности к интеллигенции Грузии. Режиссёр всегда был сторонником, так называемого российско-грузинского культурного пространства, что противоречило основным политическим концепциям пришедших к власти в Грузии деятелей. Примечательно, что Основная часть ленты «Смерть Орфея» снималась на российские средства, а картина встретила более радушный приём в России, чем в Грузии. И это тем более удивительно, поскольку эта картина посвящена осмыслению грузинской новейшей истории в грузинском кинематографе. Хотя режиссёр со своим фильмом явно задержался. За короткий промежуток от начала гражданской войны до премьеры картины произошло слишком много событий и случилось слишком много перемен в общественной жизни Грузии. Новое поколение Грузии отошло в значительной мере от идеалов демократической революции. Его больше не интересуют подробности победы демократов над фашиствующей провинцией.