Название: Вавилон
Оригинальное название: Babel
Мировой прокат: 2006
Режиссер: Гонсалес Иньярриту
В ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Гаэль Гарсия Берналь, Кодзи Якусё, Адриана Барраза, Ринко Кикучи, Саид Таршани, Бубкер Айт Эль-Каид, Эль Фаннинг, Натан Гэмбл, Мохамед Ахзам, Питер Уайт, Абделькадер Бара, Мустафа Рашиди, Дрисс Рухе, Клифтон Коллинз мл., Роберт Эскувель, Майкл Пенья, Юко Мурата, Сатоши Никайд
Жанр: драма
Продолжительность: 143 минуты
«ВАВИЛОН» - фильм о трудностях общения наций.
Для защиты стада от шакалов, пастух из Марокко, купил у соседа охотничье ружье. Дети пастуха, проверяя оружие, случайно стрелюют в автобус с американскими туристами. Пуля попадает в Сьюзан, в исполнении Бланшетт и пока её Ричард, в исполнении Питта, ищет в деревне способы организовать лечение жене, местная полиция ищет исламских террористов. В это время, мексиканская домработница Сьюзан и Ричарда – Амелия, в исполнении Баррасы, разрывается между заботой о порученных детях и своим материнским долгом. Сын Амелии женится и она не может пропустить это событие. Она решает взять детей с собой, но как оказалось, ввезти их в Штаты намного сложнее, чем вывезти в Мексику. Параллельно режиссер показывает историю юной глухонемой японки, отец которой подарил ружьё соседу. Девушка очень хочет лишиться девственности и поэтому бросается на каждого встречного.
Бюджет фильма составил 25 млн. долларов, что намного меньше, чем гонорар Брэда Питта за участие в фильме «Одиннадцать друзей Оушена» (2001)
Для мексиканского режиссера Алехандро Иньярриту и сценариста Гильермо Арриаги, фильм «Вавилон» стал третьей картиной-головоломкой, собранной из историй совершенно разных людей. Первая работа называлась «Сука-любовь», вторая – «21 грамм».
Судьбы в «Вавилоне» переплетаются слишком нарочито, это не позволяет воспринимать картину, как рассказ о реальных людях. Всё выглядит скорее как шахматная партия, в которой фигуры движутся по воле режиссера. Изначально, главной идеей картины являлась проблема общения людей разных культур и наций, но раскрыть эту идею Иньярриту до конца не удалось.
На Каннском фестивале, фильм получил три приза: «Лучший режиссер», приз Экуменического жюри и техническое Гран-при. «Вавилон» получил «Золотой Глобус» в категории «Лучшая драма», а также шесть менее престижных наград.
На самом деле, две из трех заявленных историй, которые развиваются в ленте, становятся возможными не по причине трудности коммуникации, а лишь из глупости. Ведь только дурак будет стрелять в людей, не стремясь их убить, и только идиот будет убегать от полиции, если в машине у него сидят чужие дети. Первые два сегмента «Вавилона» можно было смело перенести в американскую глушь, и сюжет почти не изменился бы. В фильме Ричард общается с арабами, пользуясь услугами гида-переводчика, а его дети прекрасно понимают испанский. И в чём тут «вавилонские» проблемы?
История китаянки Тиэко ближе к теме, но она слабо привязана к другим частям картины. Возможно, если бы Иньярриту сделал акцента на японском сегменте, а также трудностях, которые испытывают в общении глухие и слышащие, то идею «Вавилона», была бы воплощена намного глубже и эффектнее. Особенно учитывая то, что трогательная Ринко Кикути, исполняющая роль Тиэко, с лёгкостью переигрывает всех звезд. Когда показывают Сьюзан, которая мучается на полу марокканской хибары, мы видим лишь известную актрису, которая разыгрывает драму и повышает рейтинг «Вавилона» среди прокатчиков. Когда на экранах появляется Тиэко, мы видим девушку, которая переживает настоящую трагедию. Очень жаль, но данный контраст лишь подчёркивает всю искусственность созданной картины. Да и судьба японки Тиэко, раскрыта в фильме не в полной мере, из-за чего нельзя назвать действительно удачные фрагменты фильма.
Говорят, как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Так и «Вавилон», подобно библейской башне трещит по швам и разваливается из-за всех возможных внутренних противоречий.