Фишка.ру - интернет-журнал » Музыка » Авторская песня » Бардовская песня - мелодия души
Авторская песня

Бардовская песня - мелодия души

Поделиться:

  «Скажи мне, что ты слушаешь, и я отвечу тебе, кто ты», - мой друг подмигнул мне, потягиваясь за гитарой. Он – исполнитель авторской песни. Если бы я не была с ним знакома, то при упоминании его рода деятельности я сразу представила бы синие шапочки, гитары с наклейками девушек овальной формы и костёр под музыкальным сопровождением а-ля «Милая моя, солнышко лесное». О, как далёк этот образ от образа современного, образованного человека, проводящего большую часть своего времени в офисе в центре города.
   На самом деле, жанр «авторская песня» - один из самых молодых. Лишь в середине ХХ столетия он появился сразу в нескольких странах. Не сомневайтесь: самые талантливые люди – это барды. Это вам и автор, и исполнитель, и аранжировщик в одной лице. И в отличие от современной музыки, известной в широких кругах как «попса», предпочтение отдаётся тексту, а не зажигательным ритмам музыки. 
   Свои истоки авторская песня берёт из городского жанра и песенных миниатюр А. Вертинского. Уже дух романтики повис в атмосфере, но я всё же продолжу. Своим появлением на государственных каналах этот жанр благодарен студентам, (собственно, это не единственный жанр, который появился благодаря этой гильдии), которые брали гитару и пели о насущном. Эти песни отличались живостью, эмоциональностью, злободневностью. Нередко они были настолько злободневны, что пелись в полголоса и только в изолированных местах. Однако всё развивается, изменяется, изменилась и авторская песня. После того, как студенты биологического факультета МГУ зажгли свою звезду, вошли в историю своими гитарными мотивами и текстами, на арену событий вышли классики: Владимир Высоцкий, Владимир Туриянский, Александр Галич, Виктор Берковский, Александр Городницкий, Александр Лобановский и многие другие. Авторская песня преобразилась, в ней проявился стиль взрослого, уверенного в себе человека.
   Для чего человеку искусство? Правильно, товарищи – сублимация! Через музыку человек реализует себя. Бардовская песня – это выражение души, причём выражение тех её сторон, про которые словами не скажешь. Ну, согласитесь, музыкой или стихами, а в данном случае музыка и стихи неразлучны, проще сказать, о чём напоминает рубец на сердце, рассказать, чего стоит просто жить и просто радоваться жизни и благодарить её за каждый новый день. Однако сами авторы и исполнители авторской песни не всегда были поняты. Слышать – их слушали, а вот понимали лишь те, кто жил одной с ними жизнью. Их запрещали. Представьте, каково это человека лишить возможности чувствовать? Но выстояли они – что ещё раз доказывает истинно происхождение этой музыки из глубин Искусства. 
   Вернёмся к истории авторской песни. Советую любителям творчества Б. Окуджавы активизировать своё внимание. С этим именем связывают развитие первого этапа авторской песни, а именно, самого романтического. И тянулось это до середины годов эдак 1960-х. Красной стрелой сквозь все песни этого этапа проходит тема настоящей дружбы и жизни в образе «линии судьбы». Параллельно с романтикой появлялись иронические песенки А.Галича. Тут уже, собственно, дело вкуса. Но всё равно они были так же под запретом. Барды отражали в своих песнях события исторической значимости, да и вообще, в то, советское время, многое происходило в СССР.
   Особое место авторы отводили событиям Великой Отечественной войны. Главным героем песен становился обычный человек войны. Их песни рассказывали об общей боли, об античеловечности и мерзости убийства, о страданиях и боли, которые неразлучны со смертью. 
   Основная причина преследования авторской песни со стороны властей было то воздействие, которое она оказывала на людей. Исполнителей и автором исключали из «союзов», перед ними закрывали концертные залы, площадки для выступлений. Некоторых даже отправляли в ссылку (А. Галич).
  И только с 1990-х годов начинается спокойная жизнь авторов. Сильные мира сего были слишком заняты перестройкой, их головы не болели из-за каких-то там «песенников». А тем временем огромное количество исполнителей авторской песни выступают, ведут активную творческую деятельность. Но что тут кривить душой: мало кто потратит деньги на концерт барда, большинство пойдёт посмотреть на девчушек, которые так же непрофессионально поют, как и прикрывают «костюм Евы». Популярная музыка не требует от слушателя затрат на мозговую деятельность. «Хлеба и зрелищ» - именно этот лозунг завещали нам римские правители. К сожалению, «зрелище» у нас путают с низкопробным товаром, «попсой», в то время как настоящее искусство остаётся в тени славы. Хотя, это и к лучшему. Именно благодаря этой тени авторская песня остаётся элитарным искусством. Даже фолк-музыка, в появлении которой бардовская песня сыграла не последнюю роль, (по крайней мере, многие эксперты так считают), остаётся понятной лишь малой части современных слушателей.

  Если поразмыслить, становится ясна закономерность: все великие люди оставались непризнанными при жизни, и их деятельность расценивалась как сумасбродство, не имеющее ничего общего с искусством. И только после смерти им воздвигались памятники. Остаётся надеяться на то, что наше общество доживёт до золотого момента, когда памятники талантливым людям мы будем ставить при их жизни. И прекратим наконец ограничиваться статьёй в энциклопедии в алфавитном порядке, размером в 5-6 предложений, написанной шрифтом, прочитать который под стать лишь тем бюрократам, кто в начале творческого пути бардов, в момент, когда их пламя только начало разгораться, старательно подавлял в молодых и талантливых желание самореализации, желание просто петь о каждодневной жизни.