Фишка.ру - интернет-журнал » Музыка » Композиторы » Бетховен: неизвестное об известном
Композиторы

Бетховен: неизвестное об известном

Поделиться:

 

 

  

Венский классик, создавший величайший шедевр  мирового музыкального наследия  – Девятую симфонию – был обречён так никогда и не услышать собственное произведение.

  Морозным декабрьским днём 1770 года в семье придворного тенора Иоганна ван Бетховена и дочери шеф-повара Марии-Магдалены, урождённой Кеверих, родился мальчик. 17 декабря при крещение в костёле Св. Ремигия в Бонне мальчик получил имя Людвиг. Думали ли родители, довольно скоро имя их сына станет известно всему миру?

Отец Людвига с детства мечтал сделать из него «нового Моцарта», но чудо-ребёнком сын так и не стал. Однако это не помешало отцу продолжить музыкальное образование сына и уже в 12 лет маленький Людвиг написал своё первое произведение. Довольно популярный в те времена марш Дресслера послужил основой для вариаций маленького композитора.

  Биография знаменитого немца изучается во всех школьных учебниках, поэтому мы не будем останавливаться на общеизвестных фактах. Заглянув в историю жизни великого музыканта, извлечём оттуда интересное и поучительное, однако малоизвестные сведения.

  1. Бетховен известен не только как отличный сочинитель, но и как музыкальный новатор. Его считают основателем так называемого фортепианного стиля игры, далекого от изысканного, «кружевного» стиля клавесина. В Пятой симфонии Бетховена впервые был использован тромбон. До него ни один композитор не использовал этот музыкальный инструмент в своих произведениях.

   2. Бетховен никогда не склонял головы перед сильными и знатными особами, и в прямом и в переносном смысле. Его  «Героическая симфония» при создании была посвящена Наполеону – однако, стоило Бонапарту провозгласить себя императором, как разгневанный автор снял посвящение. Доходило до абсурда: однажды Бетховен со своим другом, также небезызвестным поэтом Гёте, встретил на прогулке в парке императрицу со свитой придворных. Гёте отошёл в сторону и склонился в глубоком поклоне. Неучтивый Бетховен прошёл сквозь толпу, окружающую сиятельную особу, едва притронувшись к шляпе.

 

 

 

 

3. Говорят, что талантливый человек талантлив во всём, однако факты из жизни великого композитора опровергают это утверждение. Бетховен составлял сложнейшие музыкальные композиции, но был начисто лишён математических способностей. Он совершенно не владел таким простейшим арифметическим действием, как умножение: например, чтобы перемножить 50 и 12, Людвигу приходилось двенадцать раз складывать пятьдесят. А учитель Бетховена, автор замечательного учебника по композиции Иоганн Альбрехтсбергер, раздражённый невероятным упрямством ученика, утверждал, что Людвиг ничего не умеет и никогда ничего не достигнет.

  4. Суевериям подвержены многие люди и в наше время, а в эпоху Бетховена вера в приметы была нормой. Не избежал модного веяния и сам композитор. Веря, что бритьё отнимает у него творческую удачу, знаменитый немец подолгу ходил небритым. А вот кофе суеверный композитор всегда варил ровно из 64 зёрен.

  5. Глухота стала ужасным несчастьем в жизни Людвига ван Бетховена, однако именно она добавила к его бессмертной славе несколько дополнительных штрихов. Например, мало кто знает, что повсеместно сейчас используемый инструмент, задающий ритм – метроном – был изобретён специально для глухого Бетховена.

  6. Девятая симфония – пожалуй, самое известное произведение великого Бетховена. Последняя симфония гениального немецкого композитора овеяна легендами и слухами. Свой шедевр Бетховен писал, уже будучи абсолютно глухим. Музыкальное произведение, которому суждено было остаться в веках, создавалось в абсолютной тишине. Известно, что вовремя премьеры, после окончания выступления, Бетховен стоял спиной к публике, не имея сил обернуться. Он так боялся провала… Тогда одна из певиц хора взяла его за руку и развернула лицом к слушателям. Публика устроила овацию такой продолжительности и силы, что вынуждена была вмешаться полиция – такие приветствия полагались только императору.

 

 

 

 

7. Одна из самых интересных легенд, связанных с последней симфонией Бетховена – так называемое «Проклятие Девятой симфонии». Считается, что впервые о нём упомянул Арнольд Шёнберг, приписав открытие «феномена» Девятой симфонии Малеру. Густав Малер придерживался мнения, что всякий композитор, начиная с Бетховена, умирает вскоре после написания симфонии под этим мистическим номером. Согласно Шёнбергу, Густав Малер увидел закономерность в том, что два композитора – Бетховен и Антон Брукнер – умерли во время радоты над десятыми симфониями. Конечно, современная наука скептически относится к «проклятью», однако известен ряд композиторов XX века, симфоническое творчество которых остановилось на девятой симфонии: Альфред Шнитке, Александр Глазунов и т.д.