Фишка.ру - интернет-журнал » Наша жизнь » Дети » Детский вопрос: наказание без преступления
Дети

Детский вопрос: наказание без преступления

Поделиться:
Детский вопрос: наказание без преступления


Знакомая картина – мама тащит карапуза за руку, как будто хочет ее оторвать, он плачет и что-то говорит, а она еще публично шлепает его по мягкому месту, в результате крик ребенка переходит в истерику? Практически каждый человек осуждает ее и твердо решает в душе, своих детей – настоящих или будущих, никогда не наказывать физически.
С глубокого детства складывается личное мнение о системе наказания, оно базируется на собственном опыте. У всех разные мнения на сей счет: кто-то считает, что родители были излишне строги, а кто-то благодарен родителям за строгость, которая помогла добиться определенных успехов в жизни и стать неплохим человеком.
По крайней мере, когда человек становится родителем, поначалу он не испытывает трудностей по воспитательным вопросам, считая, что он справиться со всем, часто опираясь на определенные понятия. Но ребенок не может жить только по понятиям, он же не игрушечный и вот в один момент, у родителя появляется желание воспользоваться методом наказания. Перед этим стоит задуматься – зачем и для чего? Зачем и за что наказывать своего малыша и для чего это нужно, какой результат видится в итоге?
Если малыш капризничает, ничего не хочет делать и кричит, то родительский крик его может даже серьезно испугать. Наказанием это не назовешь, это называется запугиванием. Если малыш рисует фломастером на обоях или разбрасывает конструктор, а родитель от злости прикладывается к тому же мягкому месту, крепко держа при этом, это называется избиением. Наказывая ребенка, нужно сохранять выдержку и невозмутимый вид, хоть снаружи, неважно, что внутри все кипит и клокочет. Малыш должен в спокойной обстановке получить объяснение за что он наказан и обязательно дать ответ, понял ли он причину наказания. Выбор вида наказания зависит от семейных традиций или особенностей ребенка, но он целиком ложится на родителя.
Наказания можно разделить на группы:
1. Вынужденное одиночество – малыш проводит время в углу или в своей комнате, с ним на время прекращено всякое общение.
2. Жизнь без прикрас – малыша лишают приятных вещей на время – мультиков, компьютера, прогулки с велосипедом, встречи с друзьями, конфет.
3. Наказание трудом – забор пока красить не нужно, как Том Сойер, но можно пылесосить, выносить мусор и выполнить другие хозяйственные дела, которые пока ребенок не делал, а если уже делал, но они ему не слишком нравятся.
4. «Железная лапа» – физические наказания рукой, ремнем, розгой, плеткой и т.д.
Вряд ли стоит сочетать разные виды наказаний, хотя это спорный вопрос. Родителям виднее, что более действенно на малыша. Ничего страшного не случится, если ребенок будет лишен сладкого и не пойдет играть с друзьями. Хуже всего на малыша влияет вынужденное одиночество, особенно, если в семье очень хорошие спокойные отношения. Ребенок без общения с семьей чувствует себя брошенным, страшно одиноким и он не хочет повторения этого чувства.
Но все-таки есть еще ряд рекомендаций, которым можно и нужно следовать при наказаниях:
1. Наказание не должно быть вселенской карой, это должен быть своего рода учебный урок, чтобы ребенок понял, а еще лучше осознал, что поступил плохо.
2. Попробовать сменить акценты, переместившись с факта поступка на факт его последствий: «Что ты делаешь…» заменить на «Мне плохо от твоего поступка, я расстроена….».
3. Всему свое время – малыш никогда не поймет, что его наказали сегодня за то, что он вчера плевался, ведь вчера не наказали.
4. Не нужно выносить плохое поведение и наказание на общественный суд, публичное наказание однозначно может привести к усилению конфликта, обиде и злобе, за, своего рода, унижение перед другими.
5. Необходимо дать понять малышу, что его наказание расстраивает больше всего его родителей, потому что никто не любит его больше всех на свете.
Главное, не слишком увлекаться наказаниями, чтобы не забыть про обратную сторону – поощрения: они нужны малышу значительно больше, поскольку поднимают его значимость в собственных глазах и придают уверенности в родительской любви, такой необходимой каждому малышу в период становления его характера.