Фишка.ру - интернет-журнал » Наша жизнь » Дети » Становление самооценки у детей
Дети

Становление самооценки у детей

Поделиться:

Становление самооценки у детей 

Самооценка – основа психологического здоровья человека. Это то, как относится и воспринимает личность сама себя, следовательно, так же преподносит себя людям. Каждый поступок опирается именно на самооценку. Это понятие формируется, как и весь организм, в раннем возрасте, практически с рождения. Чтобы оценка ребенком его поведения была правильной и максимально объективной, родителям необходимо направить малыша в нужное русло. В противном случае, возможно возникновение психологических проблем и сложностей в общении с окружающими людьми.

 

Проблемы с самооценкой бывают двух видов: либо мнение о себе слишком высоко, или же чрезмерно низко. По правде говоря, и то и другое очень плохо, должна быть золотая середина. Но последний вариант гораздо хуже. Высокомерные люди могут не удерживать друзей рядом, оставаться в одиночестве, но это не сравнить с психологическими проблемами, которые может порождать низкая самооценка. Классическая составляющая этого набора – комплексы. Люди настолько себя не любят, что сами видят в себе недостатки, которых на самом деле вовсе нет. Если данная проблема продолжает развиваться и усугубляться, впереди ожидают неврологические заболевания и срыв нервной системы из-за постоянных стрессов, вызванных чувством неполноценности.

 

Формирование человека как личности начинается с его рождения, первых месяцев, следовательно, и самооценка тоже. Но вначале все происходит на подсознательном уровне, когда становится заметно, что малыш уже способен смущаться, определенным образом оценивая свои действия, он уже имеет собственное мнение по поводу своих способностей. Чтобы изначально воспитывать в ребенке то, что он достоин играть с хорошими детьми, иметь друзей, нужно понимать чадо и научиться чувствовать его чувства даже с такого возраста, когда он сама не предоставляет себе о них отчет. Итак, с рождения до 18 лет человек проходит активного психологического и физического становления, поэтому этот период поделили на возрастные отрезки, когда происходят кардинальные изменения в психологии.

0-3 лет. С рождения, в свои первые деньки младенец совершенно открыт и не имеет понятия о смущении или гордости  Он рад общению, мозгу просто необходима новая информация, поэтому дети так активно запоминают все услышанное и увиденное в раннем возрасте. В этот период закладываются основные понятия самооценки. Как правило, она немного завышена, поэтому при малейшем отказе во внимании возникают надутые губки и слезы рекой. Дело в том, что постоянное нахождение взрослых рядом приучает к постоянному вниманию, будто все это не временное благо, а банальная вещь. Любой первый шажок или слово вызывают неподдельный восторг мам и пап, бабушек и дедушек, что тоже придает чувства собственного достоинства. Родители не скупятся на комплименты, вроде «мой хороший, самый лучший, самый любимый и умный». Маленькие дети не защищены от неправдивой информации, не только от плохой, но и от слишком хорошей. Такая неприкрытая лесть только навредит в период становления личности. Но это вовсе не значит, что нужно не проявлять любовь, заботу или нежность. Просто делать это в меру объективно, чтобы приучать ребенка к честности. Если что-то не получилось, сказать об этом, но мягко. И все-таки настраивать малыша на то, что он такой же, как все, не хуже. Тогда в компании он будет уверенно себя чувствовать, не испытывая какой-то неловкости.

 

От 3-5 лет – это период максимализма в поведении. Мнение ребенка о самом себе проявляется особенно ярко. Миссия родных направить малыша, если что-то пошло не так. Чтобы четко понять для себя ситуацию, нужно проследить за чадом среди сверстников, где-то в песочнице, увидеть, как он отстаивает свои права.

 

От 6-10 лет – самая сложная стадия формирования личности. Ребенок впервые подвергается оценке чужих людей, более того сверстников, а это всегда значит гораздо больше. Более того, оценивание начинается, как в интеллектуальном плане, так и в социальном. Порой, дети подвергаются жесткой критике о стороны сверстников и одноклассников. По этой причине, возникает масса комплексов, которые могут развиваться со временем и детская глупость превратиться в пожизненную проблему. Родителям очень важно быть рядом в такой ответственный стрессовый момент. В этот  период не помешает чаще говорить ласковые слова своему чаду.

 

11-17 лет – подростковый период. Он считается самым сложным во всем физическом и психологическом развитии человека. Семья становится не такой и необходимой, так как все равно ничего не понимает. Ощущение безысходности и одиночества просто убивает морально. Поэтому можно наблюдать резкость, вспыльчивость, ранимость. Не следует сравнивать своего ребенка с чьим-либо, это будет больно для каждой личности, такой поступок подчеркнет безразличность к его индивидуальности.

 

Чтобы психологическое развитие было полноценным, необходимо хорошо относиться к ребенку, уважать его мнение. Объективно оценивать все поступки, чтобы заслужить доверие маленькой души.

 

Тогда ребенок вырастет полноценным и самодостаточным, не будет зависеть от мнения каждого окружающего.