Фишка.ру - интернет-журнал » Наша жизнь » Дети » Дети и культура: когда начать обучение?
Дети

Дети и культура: когда начать обучение?

Поделиться:

Культура поведения – это то, как человек усваивает и применяет на практике моральные нормы по отношению к окружающим, природе, труду, культуре (материальной или духовной), самому себе. Усвоение необходимых правил начинается еще в глубоком детстве и чем раньше, тем лучше.

 

Это происходит во время общения с близкими людьми, в повседневной жизни и со временем перерастает в привычку. Родителям дошкольников необходимо запомнить несколько особенностей этого возраста:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

- навыки и привычки еще неустойчивые;                                                                                                                                                                                                                  

- правила поведения выполняются не всегда точно;                                                                                                                                                  

- ребенок до конца не осознает своих поступков;                                                                                                       

- главный механизм усваивания правил – повторение за старшими;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Необходимо воспитывать в детях уважительное отношение к взрослым. На заботу нужно отвечать тем же, слушаться родителей, стремиться сделать что-то как можно лучше. Важно научить свое чадо общаться на положительных тонах, быть вежливым, вести себя спокойно.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Не лишним будет напомнить, что нельзя перебивать старших, нужно помогать, уступать дорогу и место в транспорте. Расскажите, как важно быть приветливым, не бояться посмотреть в глаза собеседнику, быть чутким к проблемам и заботам окружающих.

Также нужно напомнить, что сверстники также нуждаются в уважении, отзывчивости, помощи. Даже ребенок двух лет уже должен понимать, что нельзя вмешиваться в чужую игру, забирать игрушки. Он должен воспитываться приветливым, уметь найти компромисс, договориться, поделиться с товарищем.

 

 

С четырех лет ребенок стает более сознательным в своем поведении и поступках. Можно приступать к формированию таких качеств, как умение убеждать других или соглашаться с их мнением. Малыш должен быть справедливым и предупредительным.

 

 

Важный момент – поведение в общественных местах. Как вести себя на экскурсии, в театре или кино, транспорте, библиотеке. Несомненно, на первом месте стоят правила бытовой культуры: за столом, в одежде, бережное отношение к вещам. Ребенок должен знать, что все вокруг – это чей-то труд, его нужно беречь. Не лишним будет показать малышу, как можно отремонтировать поломанную вещь.

 

 

Трудовое воспитание также начинается еще в глубоком детстве. С самого маленького возраста ребенок должен помогать взрослым, выполнять их поручения. С трех лет дети начинают проявлять самостоятельность – пусть так и будет, нужно только поддерживать их. В четыре года дитя уже несет ответственность, имеет самостоятельность. Инициативность малыша нужно поощрять.

 

 

Следующее задание воспитание – научить любить природу, видеть ее красоту, беречь ее. Уже в 3 года стоит приучать чадо к уходу за растениями и животными, а в 5 – ребенок вполне может выращивать что-нибудь на своем участочке. Ребенок – это маленький взрослый. Он как губка впитывает все, что видит вокруг – и хорошее, и плохое. Поэтому задача старшего поколения – вести себя как можно лучше.

 

 

Важный момент – режим дня малыша. По мнению ученых, там, где он соблюдается, дети более уравновешенные, здоровые. Нужно создавать атмосферу спокойствия и доброжелательности. Что бы как можно лучше освоить правила поведения, ненужно торопиться. Лучше хорошо объяснить, что разумеется под каждым из них. В этом можно попрактиковаться с помощью игр. Не лишним будет напомнить ребенку, если он сделает что-то не так. С возрастом необходимость таких напоминаний уменьшится.

 

 

Старшим нужно контролировать и оценивать правильность поведения. Но, даже если ребенок сделал что-то не так, не спешите кричать и ругать его, делать замечания нужно тактично.

С возрастом растет и количество норм, правил, которым должны следовать дети. Воспитывая малышей до трех лет, требовательность родителей должна быть в меру, ведь они еще не могут контролировать свое поведение. После трех можно подключать более настойчивые напоминания и оценку. В четырехлетнем возрасте особое внимание уделяется  навыкам дисциплины.

 

 

Если же правила поведения нарушаются довольно часто, нужно выявить причину. Возможно, требования и правила не соответствуют возрасту или индивидуальным особенностям, ребенок приболел, переутомился. Психологи считают, что лучше не использовать слова с «не», а заменять их синонимами. Иногда нужно применить наказание, в случае, если нарушение было сделано сознательно. Можно воспитывать на примере других детей, в игровых ситуациях, через книги, беседы.

Но все же, главное – личный пример.