Фишка.ру - интернет-журнал » Наша жизнь » Полезное рядом » Мешок жвачек, или что делать, если у продавца нет сдачи?
Полезное рядом

Мешок жвачек, или что делать, если у продавца нет сдачи?

Поделиться:

 

Думаю, каждый из нас хотя бы раз в жизни был участником или, в крайнем случае, свидетелем следующей ситуации: товар выбран, но при попытке за него расплатиться выясняется, что у продавца на данный момент нет необходимой суммы, чтобы дать сдачу. Чаще такое происходит в случае с купюрами мелкого достоинства. Как же правильно поступить в подобной ситуации?

 

Здесь все целиком и полностью зависит от желания продавца совершить продажу. Первое, что обычно делается им в подобной ситуации – это предложение приобрести что-нибудь еще, в нагрузку, чтобы облегчить процесс размена. Согласитесь, напоминает типичную для советского союза ситуацию, когда вместо сдачи небольшого размера предлагали взять спички или конфетку. Если подобная «конфетка» вам ни к чему, а плата за выбранный вами товар составляет довольно приличную сумму, продавец обязательно пойдет менять деньги по другим отделам. Если же вы приобретаете что-нибудь недорогостоящее, скорее всего, о размене денег вам придется беспокоиться самостоятельно.

 

Так почему же не всегда срабатывает фраза «клиент (в данном случае покупатель) всегда прав»? Все дело в том, что фактически это выражение нигде не узаконено. Хотя, логично было бы предположить, что раз не установлены новые правила в обслуживании клиентов, значит должны продолжать действовать старые? А согласно старым финансовым правилам покупатель имеет право требовать от продавца сдачу в любом случае.  Если верить законодательству, то руководство магазина обязано обеспечить продавцов – кассиров денежными средствами для размена в том количестве, в каком это необходимо для проведения денежных расчетов с покупателями.

 

Но эти правила написаны достаточно давно и предназначались они в первую очередь для государственных магазинов, количество которых в то время преобладало. А ведь на данный момент магазины, по большей части, частные.

 

Но Министерство финансов пыталось повлиять и на частную торговлю. Об этом говорит появившееся весной 1994 года письмо, регламентирующее порядок работы объектов розничной торговли, согласно которому продавцу запрещено предлагать товары в нагрузку взамен сдаче или заставлять покупателя занимать разменом денег самостоятельно.  Вроде бы учли и частную торговлю. Но в одной из статей гражданского кодекса совершенно четко написано, что коммерческая организация в лице продавца не имеет права оказывать предпочтение одному клиенту перед другим в отношении сделки, совершенной публично и так далее. Это означает, что одни платят за товар под расчет и им сдача не требуется, а другие дают за дешевый товар купюру крупного достоинства и продавцу приходится выдать в качестве сдачи всю имеющуюся наличность и остаться вовсе без размена.

 

 

Ситуация двоякая. Обе стороны по-своему правы: и продавец, которому передали смену без размена, и покупатель, который не желает ранним утром или наоборот, поздним вечером рыскать по городу в поисках разменных денег. Снова возвращаемся к тому, с чего начали – что же предпринимать в ситуации, когда у продавца нет сдачи? В бытность Советского Союза можно было оставить свой недовольный комментарий в книге жалоб и предложений. Чаще одна просьба предоставить такую книгу действовала на продавцов магическим образом, все конфликты моментально разрешались. Тогда это действительно срабатывало, поскольку работал народный контроль. Но в настоящее время такая книга, если и имеется в наличии, то чаще выполняет декоративную функцию, нежели назидательную. Написанный вами отзыв, скорее всего, останется незамеченным. Следуя логике, можно подать прошение в Роспотребнадзор. Может у него и несколько отличные функции, но, если из одного и того же торгового заведения будет несколько похожих жалоб, то его начнут проверять. В самом крайнем случае, можно подать на магазин в суд. Но любое судебное разбирательство – это немалые затраты денег и времени, что в нынешнее время может позволить себе далеко не каждый.

 

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что, если не хотите столкнуться с ситуацией, когда у продавца не сдачи, лучше ее (ситуацию) не провоцируйте. Постарайтесь всегда иметь при себе купюры разного достоинства или, отправляясь в магазин, берите с собой только ту сумму, которую собираетесь потратить. На данный момент ситуацию со сдачей в значительной мере облегчают терминалы, установленные в большинстве магазинов, благодаря которым можно оплатить покупку кредитной карточкой и вопрос сдачи отпадет сам собой.

 

А в принципе, попробуйте совершать покупки только в тех магазинах, где у вас никогда не возникали вопросы со сдачей. И если, находясь в дороге, последовать этому совету у вас не получится, то, по крайней мере, на своем месте проживания ходите в тот магазин, где вас уважают.