Фишка.ру - интернет-журнал » Наша жизнь » Отношения » Подростковая «мимикрия» или как помочь ребёнку остаться собой
Отношения

Подростковая «мимикрия» или как помочь ребёнку остаться собой

Поделиться:
Подростковая «мимикрия» или как помочь ребёнку остаться собой
Зависимость подростка от мнения окружающих – проблема, давно мучающая и родителей, и психологов, и учителей. На чём же основан «стадный» инстинкт, и какое влияние он оказывает? Замечательная восточная притча об узбекском философе Ходже Насреддине гласит следующее. Однажды Ходжа Насреддин решил заработать немного денег. Он арендовал дом и на дверях его сделал вывеску «Аттракцион невиданных чудес». Прохожие, привлечённые надеждой на интересное зрелище, заходили в дом. За входной билет Насреддин брал большие деньги. Дом внутри был совершенно пустой, но ни один из посетителей на выходе в этом не признался. Наоборот, все выходящие так расхваливали «уникальное» представление, что за день на аттракционе перебывала вся деревня.
 
Подростковая «мимикрия» или как помочь ребёнку остаться собой

 

Почему же люди не говорили правды? Желали зла другим посетителям? Дело совершенно не в этом – слушая похвалы окружающих, каждому было стыдно признаться, что он один ничего стоящего не увидел. Во-первых, неловкость приносило сознание, что деньги потрачены зря. А во-вторых, большинство людей в таких ситуациях думает: «Все довольны, получается, я один ничего не заметил?» Боязнь показаться глупым заставила всех посетителей аттракциона, одного за другим, говорить неправду.

 

Современный психологи провели эксперимент, подтверждающий наличие «симптома Насреддина» даже у самых маленьких детей. В саду малышам предложили съесть по ложечке каши из одной миски. Каша была сладкая – и только в одном месте солёная. Большинству детей дали сладкую кашу, а нескольким малышам дали попробовать солёную. Но на вопрос экспериментаторов, сладкая ли каша, все дети дали положительный ответ. Почему? Малыши, съевшие солёную кашу, слышали, как отвечали другие – и боялись быть не как все. Для подростка проблема самоопределения и самоидентификации – ведущая проблема психики. Недаром именно в этом возрасте молодёжь организуется в группы по различным признакам, но всех участников группы обязательно объединяет некая общая атрибутика: одежда, макияж, аксессуары. Но главный внешний признак группировки – общий стиль поведения её членов, стремление вести себя одинаково. Этот принцип принято называть «стадным» инстинктом. Именно он и вызывает пристальный интерес взрослых, стремящихся контролировать и понимать молодёжь.

 

Подростковая «мимикрия» или как помочь ребёнку остаться собой

 

Как реализуется этот инстинкт? Дети и подростки стремятся не выделяться из своего окружения, быть похожими на лидера группы. Зависимость от общения в подростковом возрасте невероятно велика и ради того, чтобы не быть изгнанным из компании, молодые люди способны практически на что угодно. Казалось бы, воспитанные мальчики и девочки шокируют родителей, внезапно начиная курить и нецензурно выражаться. О более страшных последствиях действий «за компанию» мы говорить не будем – статистика подростковой преступности известна всем и её цифры растут с каждым днём. Лучше попробуем разобраться, чем именно можно помочь собственному чаду в этот непростой период.

 

1. Приучайте ребёнка иметь своё мнение – с самого раннего возраста. Ребенку, которого с детства приучили принимать решение самостоятельно, гораздо легче ответить «нет» на предложение совершить то, что он делать в принципе не хочет. Начинайте с малого: у двух-трёх летнего ребёнка уже вполне можно (и нужно!) спрашивать, оденет он синюю кофту или красную, будет есть первым суп или кашу. С возрастом расширяйте количество ситуаций, в которых решающее слово остаётся за ребёнком.

 

2. Изучите круг общения вашего ребёнка и по возможности корректируйте его. Конечно, ни в коем случае не стоит прямо говорить сыну или дочери, что их друзья плохие – эффект может быть прямо противоположный. Однако если друзья вашего сына не курят, а дочкины подружки увлекаются вышиванием, вероятность прихода вашего чада домой с милицией уменьшается в разы.

 

3. Помогите ребёнку найти своё хобби. Подросток, увлечённый интересным делом, не станет тратить время попусту. Успехи в любимом деле подымут самооценку вашего чада, и поможет выстоять при моральном давлении окружающих его людей. Но учтите: если ребёнок с детства не посещает различные кружки и секции, приучить его к этому в подростковом возрасте довольно сложно. Поэтому узнайте уже в садике, куда может ходить ваш малыш. Неважно, будет это танцевальная студия или кружок по изучению английского языка – главное, чтоб ваше чадо занималось с удовольствием.

 

4. Станьте авторитетом для собственного ребёнка. Конечно, у подростка происходит ломка мировоззрения, он подвергает сомнению все ранее существовавшие ценности и взгляды – соответственно влияние родителей ослабевает. Недаром такой возраст называют «переходным». Но сохранить доверие вашего ребёнка и стать ему другом вполне в ваших силах. Почаще разговаривайте с подрастающим чадом, ненавязчиво интересуйтесь его делами. Реагируйте спокойно на всё, чтобы вам не сообщили! Вера вашего сына или дочери в то, что родители всегда поймут и поддержат – главная гарантия, что обо всех неприятностях вы узнаете первыми.

 

5. Воспитывайте собственным примером. Это старый, испытанный, самый сложный – но самый действенный способ. Бросьте курить, замените телевизор хорошей книгой, займитесь спортом, посещайте театральные премьеры и художественные выставки. Рано или поздно дети оценят, что слова родителей не расходятся с делами. А полезное совместное времяпрепровождение способно сблизить представителей разных поколений и ликвидировать все непонимания. Умение отстаивать собственное мнение и поступать согласно своим принципам – важнейший навык для счастливого будущего вашего ребёнка.