Бизнес

Магазин у вас на диване

Поделиться:

  Желание человека купить что-нибудь, а потом эту же вещь продать, обязательно получив от этого прибыль, эволюционировало вместе с человеческим родом. Немало столетий прошло с тех пор, немало дубов выросло, и было спилено, но схема «купли-продажи» осталась неизменной.

  Схема проста: купил подешевле, продал подороже. Казалось бы, что может быть проще? Но найти тех, кто согласен купить этот товар, при условии, что есть вероятность через метров так сто найти тот же товар раза в два дешевле… но именно тут на помощь приходит маркетинг! Это искусство помогает продавцам найти покупателя, если быть точнее, привлечь его, и продать товар. Пилотаж маркетинга – продать товар покупателю, который ему, собственно говоря, и не нужен.

  Конечно, одним предложением всю суть маркетинга описать будет сложно. Собственно, если бы всё было так просто,  Филип Котлер, профессор маркетинга в высшей школе менеджмента при Северо-Западном университете США,   не истратил бы тонны бумаги для учебных пособий по маркетингу. Он же является автором своеобразной «Библии» маркетинга – «Основы маркетинга», которые переиздавались общей сложностью 9 раз.

Наиболее распространённым и уже пустившим свои корни в самую глубь нашего рынка является сетевой маркетинг. Для того чтобы продолжить наш разговор по этой теме, обратимся к справочнику.

  Ещё одно название этого направления – многоуровневый маркетинг. В странах дальнего и ближнего зарубежья, это направление известно как MLM, multilevel marketing. Сетевой маркетинг представляет собой концепцию реализации товаров или услуг на основе создания сети независимых дистрибьюторов (некоторые их называют сбытовыми агентами, что более приемлемо для нашего уха). За каждым из дистрибьюторов закрепляется право на привлечение таких же агентов. Доход работников состоит из непосредственной прибыли за реализованную продукцию и дополнительных бонусов.  Иными словами, за каждого привлечённого агента, за каждый, скажем, десятый проданный чайник. Однако в истории сетевого маркетинга присутствуют примеры иных схем выплаты вознаграждений. К примеру, английская компания Amway выплачивала вознаграждения в зависимости от полученных заказов на розничную продажу товара.

  Стоит различать продажу товара в магазинах и сетевой маркетинг, внемагазинную реализацию товара. В условиях таких отношений, покупателем нередко становится лично знакомый дистрибьютора, представителя компании-производителя. Давайте рассмотрим на примере. Есть такая компания, Ra Group называется. Занимается компания реализацией парфюмерной продукции известных брендов, выпуском своей продукции под своей торговой маркой. Представители этой компании занимаются распространением своей продукции среди простого люда, который ещё не знаком с их парфюмом. Суть в том, что эти дистрибьюторы, как правило, продают свою продукцию (если её можно назвать таковой) среди своих знакомых, коллег, родственников. Их рабочий день составляет поход по знакомым с каталогом и пробниками парфюма. Всё просто как дважды два. За каждую реализованную бутылочку парфюма агент по продажам получает свои «три золотых». Покупатель купил то, что ему так талантливо рекламировал дистрибьютор, последний в свою очередь  получил свои «золотые», а сама вершина получила ровно количество «золотых», умноженное на количество дистрибьюторов. И после этого говорят, что деньги не пахнут?

  Предлагаем рассмотреть вкратце всю «пищевую цепочку» сетевого маркетинга. Пусть наш агент продаёт чайники. Так вот, продал наш агент один чайник. И на общей радости предлагает своему покупателю найти желающих приобрести такой же «чудо-чайник». Условия те же. Каждый получит свои « три золотых». В результате мы имеем многоуровневую сеть покупателей-продавцов. Как только их не называют в разных компаниях: партнёры, дилеры, консультанты, независимые агенты, но лично мне больше всего нравится независимые владельцы бизнеса. Думаю, у компаний, которые именно так называют своих дистрибьюторов, от работников нет отбоя и, как результат, больше всего прибыль.

  Представим многоуровневый маркетинг в цифрах.  В мировом масштабе он оценивается свыше 200 млрд долларов, в то же время самые крупные корпорации имеют оборот свыше 9 млрд в год.

  Будет интересным упомянуть некоторые факты из мировой практики. В таких странах, как Южная Корея, КНР и, разумеется, США, существуют даже ограничения, закреплённые законодательно, на деятельность компаний многоуровневого маркетинга. Неудивительно, что это имеет место быть в этих странах, ведь в тех же Штатах сетевой маркетинг известен с 1945 года. В этот год  американцы Lee S. Mytinger и William S. Casselberry стали первыми дистрибьюторами компании «Nutrilite Products». В то время как в России понятие «сетевой маркетинг» стали широко распространённым лишь в начале 90-х прошлого века. Хотя, конечно, продавали товар и раньше, и не всегда в магазинах. Но это другая «чёрная» сторона истории советского рынка.

  Думаю, самое время упомянуть те компании, которые являются самыми мощными представителями сетевого маркетинга. Oriflame, Zepter International, Primerica, Vitamax, Avon Products, Neways, Kirby,  Faberlic, Shaklee и российская  корпорация «Сибирское Здоровье».

  Отношение простых людей к такого рода бизнесу противоречивое. Многие взрослые, самостоятельные женщины относятся отрицательно к людям, рекламирующим и продающим  чайники в процессе путешествия из квартиры в квартиру по обычным многоэтажкам спального района, но в то же время с удовольствием рассматривают каталоги «Орифлейм». Дело в том, что зачастую они просто не знают, что природа этих двух ремёсел одна.  Ещё с детства мы знаем народную мудрость: « Все профессии важны. Все профессии нужны». Что может быть привлекательней, чем хорошо разрекламированный товар, в  красочной коробочке, сам прилетающий к нам на диван за  определённую сумму наших денег? На это и рассчитан сетевой маркетинг.