Фишка.ру - интернет-журнал » В мире событий » Культура » Первое путешествие в мир бонсай
Культура

Первое путешествие в мир бонсай

Поделиться:
Первое путешествие в мир бонсай

Какая картинка рисуется в воображении при слове бонсай? Небольшая природная экспозиция с маленьким деревцем. И это правильно, ведь бонсай в прямом смысле, если перевести с японского языка, означает растущее дерево в горшке или на подносе.
Основа любого бонсай – миниатюрное деревце, их может быть и несколько. Специалист по бонсай должен быть не только отличным садоводом, чтобы в совершенстве владеть искусством выращивания и ухода за крошечными деревцами, но и быть художником в полном смысле этого слова, чтобы уметь достичь еще мысленно результата воображаемого образа до переноса его в действительность.
Вырастить растение в посудине небольшого объема или прямо на подносе - наука не из легких, она требует глубоких знаний и умений, растения необходимо чувствовать. Японские специалисты уверенны, что их искусству тысячи лет, только им под силу научится одному из самых принципов при составлении бонсай – умению через малые формы передавать большой смысл. Для создания композиций используется слишком малое пространство, на котором необходимо расположить все, что хочет выразить мастер, используя при этом лишь элементы природы и собственные знания.
История создания бонсай зародилась у китайских и индийских народностей много веков назад и попала на японские земли в те далекие времена, когда еще существовали странствующие монахи, проповедующие буддизм. Именно монахи вместе со своей верой принесли и миниатюрные композиции, ошеломляющие своей красотой.
Японию можно считать страной, где искусство бонсай достигло наибольшего процветания и развития. Именно японские мастера разрабатывали правила создания композиции, чтобы избежать влияния извне и любых случайных композиций. При создании стилей исключены излишняя торжественность, вычурность и роскошь, естественность, простота, лаконичность и неразрывная связь с природой – вот основа любого бонсай. Бонсай позволяет использовать не только крошечные деревца, годятся и небольшие кустарники, а также травы; главное условие - они должны быть настоящие, живые. Искусство составления японских композиций насчитывает не один десяток стилей, но кроме этого, любой из мастеров хочет внести что-то лично свое, чтобы делало бонсай отличным от всех остальных. Для составления композиций идеально подходят только те растения, которые обитают непосредственно в окружающей местности - привозные растения, как правило, не используются.
При создании прямого стиля подходят только ровные, прямые растения, у которых ветки и крона симметрично расположены, без намека на асимметрию. Веточки должны равномерно уменьшаться по направлению к верхушке. Деревца садят на круглые или овальные основания, подойдут подносы или контейнеры.
Чтобы создать стиль метлы, используют растения также с идеально ровным прямым стволом, но крона должна веерообразно расходиться, для основы также подходят овальные или круглые формы.
В искривленном стиле акцент делается на искривленном стволе, имеющем несколько изгибов. Верхушка дерева может смотреть вверх, допускается верхушка с боковым отклонением. Основание для такого стиля может быть любой формы.
В наклонном стиле основное дерево должно отклоняться на 30 градусов от вертикальной оси. Веточки должны придавать деревцу равновесие, поэтому со стороны острого угла они могут быть короче, чем со стороны тупого угла. На подносах такие композиции размещают редко, чаще всего используют небольшие горшки квадратные или овальные.
До чего же интересно окунуться в крохотный мир настоящего бонсай, где полно всяких условностей и определенных принципов! Впереди продолжение путешествия…