Фишка.ру - интернет-журнал » В мире событий » Наука и техника » На задворках Солнечной системы еще есть планеты

На задворках Солнечной системы еще есть планеты

На задворках Солнечной системы еще есть планеты

С помощью самого мощного в мире комплекса радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter Array), установленного в Чили, астрономам удалось обнаружить на задворках Солнечной системы карликовую палнету. Новому объекту присвоено имя ДиДи (DeeDee, или Distant Dwarf, карликовая планета), однако о природе этой планеты пока почти ничего неизвестно.

ДиДи расположена в три раза дальше от Солнца, чем Плутон. Ученые полагают, что за орбитой планеты Нептун могут находиться десятки тысяч подобных объектов. Открыть новый объект исследователи смогли благодаря состоящему из 66 параболических антенн радиоинтерферометру, которые позволяет строить изображения далеких объектов с высоким пространственным разрешением.

Точные размеры карликовой планеты - 635 км в диаметре. Объект такой величины должен иметь сферическую форму, что может быть достаточным для причисления к карликовым планетам Международным астрономическим союзом. Автор публикации об этом открытии в журнале Astrophysical Journal Letter, Дэвид Гердес из Университета Мичигана, считает, что далеко за орбитой Плутона может быть много планетных тел разной величины – от довольно мелких до объектов размером с Плутон и даже крупнее его.

Основная сложность в обнаружении таких планет – их мелкие размеры и тусклый блеск. Однако телескоп ALMA имеет уникальные возможности по исследованию этого далекого мира, пишет ученый.

ДиДи находится в 92 астрономических единицах от Солнца, период ее полного обращения вокруг Солнца составляет сегодня более 1100 лет. До Земли свет от этого объекта доходит за 13 часов.

Алгоритм выявления таких новых планет сегодня выглядит следующим образом. При помощи 4-метрового оптического телескопа в обсерватории Серро-Тололо в Чили делает огромное количество снимков неба, которые затем анализируются учеными. Сначала исследователи выявили 1,1 млрд потенциальных планет, после проверки которых большая часть оказалась далекими фоновыми звездами или даже галактиками. При этом небольшое число объектов все же имели собственные движения, что позволило предположить, что это транснептуновые объекты.

В частности, ДиДи был зафиксирован на 12 отдельных снимках, анализ которых позволил установить расстояние до объекта и параметры его орбиты. Интрига состояла в том, что ДиДи мог оказаться небольшим астероидом с высоким блеском или, наоборот, крупным объектом с низким показателем отражения. Внести ясность в этот вопрос помогли целенаправленные наблюдения с радиотелескопа ALMA, которому удалось поймать слабый поток излучения от этого тела. Как пояснил Гердес, этот объект должен быть чрезвычайно холодным, всего на 30 градусов выше абсолютного нуля, его поверхность отражает всего 13% падающего на него солнечного света, примерно столько отражает сухая почва.

Астрономы предполагают, что ДиДи и подобные этой планете объекты родились в самом начале формирования Солнечной системы. Полученный учеными опыт будет использован в поисках пресловутой девятой планеты Солнечной системы, охоту за которой астрономы ведут с января 2016 года.