» » » Телескоп засек пенопластовую планету

Телескоп засек пенопластовую планету
Добавил sdvig 16 мая 2017 Просмотров: 80
Телескоп засек пенопластовую планету

Астрономы из США обнаружили в созвездии Секстанта сверхлегкую планету, имеющую огромные размеры. Ученые сравнили плотность ее поверхности с пенопластом и назвали идеальным полигоном для проверки методик изучения экзопланет. О необычном открытии рассказывается в статье, опубликованной в научном издании Astronomical Journal.

Планета, названная KELT-11b, была обнаружена во время наблюдения за звездой HD 93396 - пожилым аналогом Солнца, расположенном в 320 световых годах от нас и почти исчерпавшим свои запасы звездного "горючего". Наблюдение велось при помощи двух автоматических телескопов в США и ЮАР, построенных специально для поисков планет у очень ярких светил.

Руководитель научной команды Джошуа Пеппер и его коллеги из Лихайского университета в Бетлехеме (Пенсильвания, США) заметили характерные падения в яркости HD 93396, обычно возникающие в тот момент, когда по диску звезды проходит некое небесное тело и загораживает его от наблюдателя на Земле. Изначально планетологи предполагали, что они имеют дело с крупным газовым гигантом или даже коричневым карликом, однако дальнейшие наблюдения показали, что это крайне необычная планета.
По словам Пеппера, KELT-11b по своим размерам на 40% превосходит Юпитер. При этом она весит в пять раз меньше его. Внешние оболочки планеты оказались сильно раздуты: ее плотность составляет примерно 0,09 г на куб. см, что чуть больше плотности пенопласта - 0,05 г на кубический см, и выше плотности земного воздуха в примерно 10 раз.

Причиной "раздутия" стало сильное нагревание от расположенной рядом звезды. HD 93396 выделяет необычно много энергии на последних стадиях превращения в красного гиганта. Планета совершает один оборот вокруг светила за пять неполных дней и находится примерно в пять раз ближе к нему, чем Меркурий к Солнцу. Благодаря этому атмосфера KELT-11b раскалена до температуры в 1400 градусов Кельвина. Это могло заставить ее расшириться до огромных размеров.

Ученые отмечает, что найденная экзопланета является так называемым "горячим юпитером". Ее раскаленная атмосфера похожа по составу на газовые оболочки Юпитера и Сатурна, в основном состоящие из водорода, гелия и углеводородов. К планетам подобного типа приковано повышенное внимание ученых. Астрономы активно работают над изучением их атмосферы для оценки того, может ли существовать на них жизнь, и раскрытия истории формирования.

"Атмосфера KELT-11b является рекордно большой. Это делает ее идеальным полигоном для проверки наших методик изучения экзопланет", - заявил доктор Пеппер.

Неплотная и большая атмосфера найденной планеты, возможно, поможет ученым раскрыть тайну химического состава планет-гигантов. Кроме того, планетологи смогут отработать на ней новые методики поисков следов жизни и оценки обитаемости землеподобных планет, чьи атмосферы в сотни раз менее удобны для изучения за счет меньшей толщины и меньшей однородности их состава.