» » » Британские ученые разобрались с "автопилотом" мозга

Британские ученые разобрались с "автопилотом" мозга
Добавил sdvig 25 октября 2017 Просмотров: 104
Британские ученые разобрались с "автопилотом" мозга

Исследователи пришли к выводу, что большую часть времени человек проводит с "отключенным сознанием".

Добрую половину своей жизни люди живут на "автопилоте". Привычные занятия, такие как плавание, вождение автомобиля или прогулка по знакомой дороге до метро, не вызывают у нас затруднений, потому что мозг автоматически выполняет задачу, обрабатывая информацию без нашего сознательного участия. Ученые Кембриджского университета исследовали, как сеть пассивного режима работы мозга - Default Mode Network, DMN, помогает совершать обыденные действия. Выдержки из статьи, опубликованной в журнале PNAS, приводит Naked Science.

Исследователи признают, что функции DMN пока еще плохо изучены. Некоторые ученые считают, что эти нейронные сети задействуются при воспоминаниях или планировании, а также участвуют в создании эмоционального фона. Другие предполагают, что DMN ответственна за самосознание.

Против гипотезы о самосознании свидетельствует тот факт, что пассивный режим работы мозга наблюдается и у тех, у кого оно не развито, например, у лабораторных грызунов или у грудных детей.

При этом можно предположить, что DMN имеет огромное значение в функционировании организма как человека, так и животных. Нейробиолог Дениз Ватансевер (Deniz Vatansever) и его команда считают, что DMN нужна для выполнения задач, не требующих сложного анализа и принятия тех решений, которые уже неоднократно принимались ранее и, таким образом, доведены до автоматизма.

Свою гипотезу ученые проверили экспериментально - 28 испытуемым было предложено сыграть в простую карточную игру. Человек получал 4 карточки, а пятую должен был положить на ту из четырех, которая ей соответствует. При этом признак соответствия не назывался - им мог быть, например, цвет карты или ее форма. Спустя некоторое время испытуемые научились находить нужный вариант, при этом во время эксперимента ученые с помощью томографа фиксировали изменения активности тех или иных долей мозга.

В начале проверки мозг испытуемых демонстрировал паттерны активности, характерные для процесса обучения, но когда человек понимал закономерности игры и начинал действовать не задумываясь, активность мозга стала напоминала "простую" DMN. По мнению британских ученых, они нашли ответ на вопрос, почему порой внезапное внимание сознания, направленное на рутинную задачу, мешает ее выполнению. Так, сороконожка, задумавшаяся о том, как она ходит, не смогла бы сдвинуться с места.