Актеры

Фаина Раневская

Поделиться:

Фаина Раневская

 

Легенда русского кино Фаина Раневская родилась в городе Таганроге в 1896 году 27 августа. Она из богатой еврейской семьи. Ее отец владел фабрикой, магазинами, пароходом и несколькими домами. Кроме нее в семье было еще два мальчика и одна девочка. Детство, несмотря на достаток в семье, было несчастливым, и о нем Фаина Раневская не любила вспоминать. Виной всему небольшое заикание, которое позже переросло в повышенную ранимость и замкнутость. Из-за него Фаина плохо училась, стеснялась общаться со сверстниками. Вскоре девочку забрали из школы и дали ей домашнее образование, которое было не редкостью в богатых семьях того времени. Раневская изучала музыку, языки, вокал. С детства она очень любила читать.

 

Фаина Раневская

 

Когда Раневской исполнилось двенадцать, она впервые испытала большое эмоциональное потрясение от фильма «Ромео и Джульетта». Тринадцатый год стал для нее поворотным. Девочка побывала в Московском Художественном театре, где увидела «Вишневый сад». Именно благодаря этому спектаклю вся страна узнала ее, как Раневскую. Причем, Раневской ее назвал один из ее знакомых, потому что ее восторженность и наивность напоминали эту героиню.

 

Интерес к театру родители поощряли, но настоящий скандал вызвало ее решение связать с театром жизнь. Все отношения были разорваны, и работать в местном театре Раневская не смогла. Но ее решение было непреклонным. Она оставляет Таганрог и приезжает в Москву. В столице ее ждало разочарование: ни одна школа ее не приняла. И Раневская отправляется в частную школу, которую позже бросает из-за отсутствия средств. Ее замечает актриса Гельцер, дает ей рекомендацию в Малаховский летний театр. Раневская занята в массовке, но для нее это было великое счастье. Ведь ее окружали настоящие актеры, настоящие звезды: Садовская, Певцов, Петита. Вскоре Певцов произносит судьбоносную фразу о том, что Фаина Раневская будет великой актрисой.

 

Фаина Раневская

 

Вначале Раневская очень долго скитается по разным провинциальным театрам, пока ее не замечает Павла Вульф. Вскоре женщины становятся лучшими подругами. В революционном семнадцатом году родные Раневской покидают родину, и с того момента Вульф становится ее семьей. Актриса начинает свою карьеру в «Театре актера», где играет в «Живом трупе», «Без вины виноватых», «Грозе», «Ревизоре», «Вишневом саде». В двадцать пятом году всего один сезон Раневская работает в передвижном театре Московского отдела образования. А с тридцать первого года Фаина Раневская принята в Московский камерный театр. Там она играет в спектакле «Патетическая соната». Но он уходит из репертуара, а вместе с ним Раневская уходит в Центральный театр Красной Армии. Сыграв там несколько блистательных ролей, среди который образы в спектаклях «Гибель эскадры», «Последняя жертва» и «Васса Железнова», Раневская получает приглашение в Малый театр. Фаина соглашается с радостью, но… Театр Красной Армии ее не отпускает, Раневская закатывает скандал, в ответ на который труппа Малого театра отказывается принимать ее. И Раневская оказывается на улице в профессиональном смысле.

 

Фаина Раневская

 

В тридцать четвертом году Фаина Раневская дебютирует в кино у Михаила Рома в ленте «Пышка». В ней она играет госпожу Луазо. Фильм снимался сложно благодаря холоду в павильонах. Он был немым, но Раневская, отыскав текст на французском, выучила несколько подлинных фраз своей героини. Фильм увидел Роман Поланский. Среди всех актеров самых больших похвал удостоилась именно Раневская. Фильм идет во Франции с огромным успехом.

 

Тридцать девятый год приносит Раневской роли сразу в нескольких картинах: в «Подкидыше», в «Человеке в футляре» и в «Ошибке инженера Кочина». Но именно роль в комедии «Подкидыш» принесла ей небывалую популярность, а фраза «Муля, не нервируй меня» преследовала ее на улицах. Сороковой год стал годом второго творческого сотрудничества Раневской и Михаила Рома. Это была лента «Мечта». Этот фильм – психологическая драма с социальным подтекстом – открыла в таланте Раневской новое начало. И этим началом стал невероятный трагизм, который был высоко оценен самим Теодором Драйзером.

 

Фаина Раневская

 

В сорок третьем году Раневская принимает участие в картине Исидора Анненского «Свадьба», которая на долгие годы стала настоящим хитом у зрителей. Кроме Раневской в ней снялись Эраст Гарин, Осип Абдулов, Сергей Мартинсон, Зоя Федорова, Михаил Пуговкин. Этот фильм превратился в галерею исконных русских характеров, но радости от работы Раневская не испытала.

 

После нескольких проходных картин, в сорок седьмом году Раневская появляется на экране в своем лучшем комедийном образе – образе мачехи в ленте «Золушка». В этой картине ей удалось использовать кое-какие свои задумки, которые Евгений Шварц, сложно принимающий отступления от сценария, благословил.