Фишка.ру - интернет-журнал » В мире событий » Культура » Павел Третьяков «раскрутил» русский художественный бренд на весь мир
Культура

Павел Третьяков «раскрутил» русский художественный бренд на весь мир

Поделиться:

  Третьяковская галерея – уникальное собрание шедевров русской живописи – сейчас известна повсеместно даже людям, далёким от искусства. Но мало кто знает, что «билет» в вечность Третьяков выдал художникам практически случайно. Знаменитейшего собрания могло не быть совсем: как ни удивительно, любители живописи должны благодарить …..человеческую непорядочность.
   Третьяков оставил в наследство потомкам более 1500 работ, безвозмездно передав их во всеобщее пользование. Поступок благороднейший, а по тем временам и уникальный. Но в самом начале своей деятельности коллекционера и мецената Павел Михайлович и не собирался уделять внимание отечественным полотнам. Как же возникло легендарное собрание Третьякова?
   Молодой парень Павел Третьяков, сын московского купца второй гильдии, был ярым поклонником живописи. Таланта к рисованию Павел не имел, о чём жалел постоянно. Однако это не помешало ему уже к 21 году превратится в страстного коллекционера.  В молодые годы Павел Михайлович относился к полотнам русских художников с высокой долей скептицизма, мягко выражаясь. Да и такого понятия – «русская живопись» - тогда практически не существовала. Вернее, она была, однако считалась невыразительной, не развитой, не слишком удачным подражанием прославленным мастерам Европы. Бытовало мнение, крайне распространённое даже среди интеллигенции, что удачное полотно русского живописца – случайность, и вскоре художник встанет в один ряд с остальными бездарностями. Сейчас сказали бы – у русской живописи был плохой имидж даже в своих собственных глазах.
   Такого негативного взгляда придерживался и сам Третьяков. Потянувшись за купеческой модой, решил собирать знаменитые полотна старых мастеров – и отправился на Сухарёвский рынок.
   Легендарная Сухарёвка – район старой Москвы, известный любому историку и коренному жителю. Говоря современным языком, экономическая ситуация на этом рынке лучше всего передавалась знаменитой в те времена поговоркой «У сухарёвских можно и Рембрандта купить, да проблема потом сбыть!» Жулики всех родов и мастей «радовали» широчайшим выбором любых шедевров мирового искусства и сбывали поддельные картины и антиквариат с баснословными прибылями. 
 В  сего этого Третьяков не мог не знать – однако всё равно отправился на Сухарёвку. Живописи Павел был предан невероятно, но в деле мало что смыслил - образование подкачало. Молодой купец представлял собой идеальную добычу для местных мазуриков, чем они и поспешили воспользоваться. Третьякова, который чисто по-купечески обрадовался относительно низкой стоимости полотен старых голландцев, как говорится, обули. 
  Биографы, друзья и дети Третьякова впоследствии всячески старались смягчить этот конфуз начало карьеры собирателя, однако на современный взгляд никакой трагедии здесь нет. Ошибиться может каждый – главное в том, какие выводы человек делает из случившегося. Павел Михайлович повёл себя достойно. Он мог бы навсегда отказаться от своей идеи, но настойчивый характер и вера в искусство подсказали ему выход. Третьяков оставил знаменитые полотна обеспеченным коллекционерам, которые могли позволить себе нанять экспертов, а сам решил скупать полотна молодых художников. «Самое подлинное полотно – то, которую я лично приобрёл у её автора», - говорил мудрый купец.
   Многочисленные препятствия на пути к мечте Павла Михайловича не смущали. Русская живопись в глубочайшем упадке? Не беда – как раз возникла мода на всё русское, по крайней мере, московский кружок славянофилов эту моду пропагандирует. Достаточно поддержать «раскрутку торговой марки» - и, если повезёт, сделать популярной по-настоящему. Недостаточно средств? И это не преграда – Третьяков делает такую популярную сейчас ставку на молодых, перспективных и задиристых, ставку на андеграунд даже с несколько антиправительственным уклоном. Короче, Третьяков выбирает альтернативную русскую живопись.
   Это сейчас полотна Репина и Сурикова кажутся многим унылыми и академичными. Во время своего создания это были скандальные вещи, практически вызов общественной морали и нравственности. Например, Святейший правительственный Синод даже наложил цензурный запрет на такие на сегодняшний взгляд безобидные полотна, как «Иван Грозный» Репина и «Что есть истина?» Ге. 
   Дальнейшая история галерея демонстрирует завидное упрямство и независимость мнения её создателя. Думается, талант, на отсутствие которого жаловался Третьяков, у него всё-таки был. Именно уникальное художественное чутьё позволило коллекционеру и меценату ни считаться ни с цензурными запретами, ни с мнением публики. Даже мнение самих художников друг о друге Третьяков не учитывал. Скорее наоборот – скандальные отзывы побуждали его приобрести и выставить полотно, вызвавшее такой общественный резонанс. 
   Собирательство скандальной, безбашенной и ехидной русской живописи – своего рода перформанс для эпохи Павла Третьякова. Этот широкий художественный жест обессмертил огромное количество имён русских живописцев и прославил русскую живопись на весь мир.