Фишка.ру - интернет-журнал » В мире событий » Наука и техника » Американцы готовят новый пилотируемый шаттл Dream Chaser

Американцы готовят новый пилотируемый шаттл Dream Chaser

Американцы готовят новый пилотируемый шаттл Dream Chaser

В Калифорнии полетел очередной шаттл.

Американцы впервые за четыре года испытали Dream Chaser. Шаттл, который уже прозвали в СМИ "космическим такси", может взять на борт 7 человек и 5,5 т груза, даже больше, чем Dragon V2 Илона Маска. Планируется, что первый полет на МКС "Чэйсер" совершит уже через два года. Пока специалисты НАСА отрабатывают самый сложный этап - посадку. На этот раз запущенный с вертолета космоплан мягко приземлился на авиабазе "Эдвардс" в Калифорнии. В 2013-м все прошло не так гладко - отказало шасси и Dream Chaser здорово досталось.

Через два года корабль отправят в первый полет на МКС. Для начала в беспилотном варианте. Но уже в недалеком будущем небольшой шаттл может стать обитаемым и выполнять не только гражданские задачи.

На прошлой неделе глава Космического командования ВВС США генерал Джон Раймонд заявил, что через 15 лет у Пентагона появится свой космический флот. Как известно, американцы активно испытывают другой шаттл "Боинг X-37", который уже можно использовать в разведывательных целях. В перспективе корабль будет уничтожать спутники или просто смещать их с орбиты, что почти то же самое.

БОР-4БОР-4

И вот теперь у X-37 появится "братец". И возможно, более совершенный, так как "тридцать седьмой" не предусматривает пилотируемого варианта. По крайней мере, открытой информации об этом нет. А Dream Chaser - это изначально космоплан, который сможет не просто сесть, но и совершить самостоятельный перелет, при этом астронавт будет управлять им как истребителем. Прямо как в саге "Звездные войны", где герои фильма ведут космические бои на похожих кораблях. Осталось только вооружить шаттлы, причем необязательно лазерами, как в кино. То же кинетическое оружие на орбитальной скорости обладает огромной разрушительной силой.

Буран

Самое интересное, что Dream Chaser - это советская разработка, которую забросили на родине после развала СССР наряду с "Бураном". Прототип американского корабля - орбитальный самолет NL-20, а тот, в свою очередь, был копией орбитального ракетоплана "БОР-4". В 80-х гг. прошлого века он совершил четыре успешных полета. Советские конструкторы разработали "БОР-6", который был больше, но завершить проект они не успели. Впрочем, американцам хватило и этого. По одной из версий, в 1982 г., когда "БОР-4" приводнился в Индийском океане, его якобы сфотографировали представители австралийских спецслужб, а затем передали снимки ЦРУ, после чего подробный фотоотчет оказался в NASA.

Шаттл DiscoveryШаттл Discovery

В то время главное внимание в США уделялось большим шаттлам, таким как "Дискавери". Но когда эти проекты начали постепенно сворачивать, американцы вспомнили о "мини-шаттлах". Их производство дешевле, они легче, а значит, корабли можно запускать на обычных ракетах. Так, Dream Chaser планируется запустить на Atlas-V. Причем крепиться шаттл будет не сбоку, как "Дискавери", "Колумбия" или "Буран", а на верху ракеты. В NASA уверены, что так безопаснее. Стоит напомнить, что катастрофы шаттлов "Челленджер"(1986 г.) и "Колумбия" (2003 г.) во многом повлияли на решение свернуть программу этих кораблей.

Катастрофа шаттла ЧелленджерКатастрофа шаттла Челленджер

России сейчас ответить нечем. Хотя возможности для этого были - с 2000 г. в РКК "Энергия" разрабатывался отечественный пилотируемый космолет "Клипер". По проекту он мог доставить на орбиту 6 человек и до 700 кг полезного груза. Предполагалось, что, кроме работы грузовика, корабль будет доставлять на орбиту космических туристов, а также совершать более сложные маневры на орбите, чем тот же "Союз-ТМА".

Клипер. Модель.Клипер. Модель.

Фактически он мог составить конкуренцию Dream Chaser, а в будущем применяться и в военных целях. Однако этому не суждено было сбыться. В 2006 г. проект свернули в пользу корабля "Федерация". Его первый пилотируемый полет планируется в 2024-м, но это уже совсем другой аппарат. Сесть на взлетно-посадочную полосу длиной 2,5 км он не сможет, а с урезанием космической программы и его судьба висит на волоске. В первую очередь хотят достроить космодром Восточный и доделать долгожданную "Ангару".