Историческое кино как жанр кинематографа, отображает определенные исторические эпохи, события и личности.
Он делится на биографии и приключенческие фильмы. В первом случае фильм о конкретном реальном человеке, а во втором сложная сюжетная историческая интрига. К историческим костюмированным фильмам относят и экранизацию исторических повестей и романов.
Исторический фильм по сути универсален, как история человечества, большая подборка исторических фильмов на сайте http://www.ivi.ru/videos/all/movies/fantastika/by_day/, и поэтому в нем есть все остальные жанры – приключенческий, боевик, эротика.
Если разделять жанр на поджанры по времени или характеру, а так же стране, где жанр возник, выделяют:
Пеплум – создан в Италии, это жанр высоко бюджетных картины, с пышными дорогими костюмами, декорациями и внушительными массовками («Клеопатра», «Спартак» и др.).
Батальное – распространенный жанр о войне, основное внимание уделено сценам битв, был развить в СССР - снимали фильмы о гражданской и о Второй Мировой Войне. Сюда же относят рыцарские эпопеи.
Вестерн – американский жанр, подтип историко-приключенческое кино. Освещает исключительно завоевание «Дикого Запад» в 19 веке.
Фильм плаща и шпаги – фильм про события позднего средневековья или Возрождения, экранизации романов, например, романы Дюма. К особой группе жанра экранизации литературы можно отнести экранизации книг Джейн Остин и Чарльза Диккенса, написанные в привязке к конкретной эпохе.
Уся – историко-приключенческий поджанр в китайском кинематографе, с добавлением фантастических элементов в традиционные восточные единоборства.
Тямбата – историко-приключенческий поджанр в японском кинематографе. Это истории о самураях, лучшие в жанре – у режиссера Акира Куросаве (снял «Трон в крови» и т.д.).
По ходу развития исторический жанр кино разделился на два подхода по отношению к исторической реконструкции. Архивно-документальный с точной реконструкцией стал популярен в 1970е годы, когда Роберто Росселлини, прославился благодаря Стэнли Кубрику. Позже стали делать исторические реалии значительно «более современными» (таковы «Королева Марго» и «Эдуард II»).
Часто такая игра в приблизительность позволяла режиссерам даже «изменять» историю, как знаменитые «Бесславные ублюдки» у Тарантино.