Александров Григорий Васильевич (родился 23 янв. 1903 в Екатеринбурге - умер 16 дек. 1983 в Москве), ( подлинная фамилия - Мормоненко ),режиссер - постановщик, первейший из основоположников жанра музыкальной и кинематографической советской комедии, общенародный артист советского союза (1948), два раза отмечен лауреатом премии Сталина (1941, 1950), Герой СоцТруда (1973).
С 1912 года подрабатывал рассыльным в Екатеринбургском оперном театре, после занимал пост вспомогательного реквизитора, техника по электронике, пом. кинорежиссера. Образование заполучил в Екатеринбургском музыкальном учебном заведении (по роду скрипки; 1917).
В ходе Гражданской войны - на Восточном фронте, находился при политотделе 3-й армии, управляющий театром фронта.
После завершения войны, основал в Екатеринбурге ХЛАМ (Художники, Литераторы, Артисты, Музыканты) вместе с другими артистами.
В 1920 обучился на курсах Рабоче-крестьянского театра при губобразнадзоре - режиссуре, там ему уготовили поприще инструктора искусств. Он пропускал чрез себя весь ассортимент деятельности кинотеатра, в т.ч. подготавливал монтаж и переделки старинных кинофильмов, переделывая их под современную идеологию.
В 20-х годах Александров знакомится с С. Эйзенштейном. Вместе они принимали участие в создании некоторого количества спектаклей, а с 1924 г. перешли трудиться в кино. Александров принимал участие в создании сценария и оказывал помощь Эйзенштейну в его I-х кинофильмах: "Стачка" 1924 г., "Броненосец Потемкин" (1924), историко-революционная кинолента "Октябрь." (1927), которая являлась стартующим началом в создании легенды о революции (ничего объединяющего с действительностью).
В 1929-1932 гг. С. Эйзенштейн и Г. Александров трудились в соединенных штатах, где овладели мастерством обучаясь у коллег из Голливуда.
В ходе поездки в Мексику Александров совместно с Эйзенштейном (за счет спонсорства писателем Э. Синклер ой) отсняли кино "Да здравствует Мексика!" (кинофильм не был закончен).
Далее по возвращению из-за границы Александров по инициативе И.В. Сталина снял кинофильм "Интернационал", прославляющий личность деятеля и его политичность.
В начальный период 1933 года Александров на фазенде у М. Горького встретился с самим Сталиным. Вождь поручил ему сделать для советского зрителя комедию. В 1934 Александров закончил киносъемки музыкального кинофильма "Радостные ребята" с Л. Утесовым и собственной женой Л. Орловой в основных ролях. Критика встретила кинофильм в штыки, пологая, что в нем все-таки маленькое содержание "революционного пафоса", Нарком, просвещающий, РСФСР картину запретил. Вмешался Горький. Он посодействовал организации просмотра новейшей комедии членством Политбюро и достиг одобрение Сталина, который в свое время запрет отменил. Кинофильм отметил большую удачу. В этой музыкальной комедии кинорежиссер объединил экстравагантные, циркашиские фокусы, повадки мюзик-холла и оперетты. Тут начинается и путь актрисы Любови Орловой и только что пришедших в кино Исаака Дунаевского (композитор), В. Лебедева-Кумача (поэт), всех их объединяют "Веселые ребята". Лента имела удачу и за границей, удостоившись приза Венецианского кинофестиваля.
Следующим Александров снял кинофильм "Цирк", в базу коего забили сценарии: И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева (Александров так грубо обошелся с их трудами, что авторы отказались от собственной подписи). В этом кинофильме Александров резко увеличил ударение на идеологичности, подставляя под удар преимущество образа жизни советского общества в сравнении с западным.
В конце 1936 года Александров по поручению самого Сталина снял и смонтировал кинофильм о докладе "Проект Конституции СССР" на чрезвычайно-важном VIII съезде Советов, товарищем Сталиным.
Одноименная картина вышла в 1938. Далее комедийного жанра "Волга-Волга" также имела оглушительный триумф. Александров, комически высмеивает искусство " профессионалов ", делал акцент на то, что несоизмеримо ценны "люди от станка" а не профи.
Следующая тема подобна предыдущей - красочное сказание о райской жизни в СССР и обширном потенциале возможностей для людей советского союза - таковы темы ставшие предпосылками к созданию киноленты "Светлый путь" (1940 г.).
Крайне популярная кинокомедия Александрова - достояние 1947 года под названием "Весна", далее Александров никогда не сумеет повторить достигнутой удачи: его кинофильмы "Встреча на Эльбе" (1949 г.) и "Композитор Глинка" (1952) прослыли в сравнении - бездарными.
После кончины Сталина Александров пробовал угодить новому руководству, однако уже не сумел сделать ничего как минимум издали напоминавшего его старые кинофильмы. Его последний кинофильм "Скворец и лира" аж не выпустили в прокат.
В 1951-57 годах Александров занимался руководительской деятельностью художественно-режиссерского курса ВГИКа.
В 1983 снял документальный кинофильм "Любовь Орлова".