Режиссеры

Лариса Шепитько

Поделиться:

Лариса Шепитько

 

Лариса Шепитько – великий советский режиссер, актриса и сценарист – родилась в Украинской Советской Социалистической Республике, в городе Артемовске шестого января тридцать восьмого года. В пятьдесят четвертом году она получает аттестат львовской средней школы и в следующем году поступает во ВГИК на режиссерское отделение. Она учится у великого Довженко. Когда он умер в пятьдесят шестом году, мастерскую возглавил М. Чиаурели. Будучи студенткой, она имела насколько актерских работ.

В пятьдесят восьмом году она принимает участие, как актриса, в фильме «Поэма о море», режиссером которого был Довженко, а после его смерти – его жена Юлия Солнцева.

В шестьдесят первом году киргизская студия документального и художественного кино была преобразована в киностудию «Киргизфильм». Именно на этой студии в шестьдесят третьем году и снимается дипломный фильм Шепитько «Зной», поставленный по повести «Верблюжий глаз» Чингиза Айтматова. Эту ленту Ларисе Шепитько помогал монтировать Элем Климов, который так же являлся студентом ВГИКа. Вскоре они поженились, и в семьдесят третьем году у них родился сын Антон. Картину «Зной» показывал Международный Кинофестиваль в Карловых Варах в шестьдесят четвертом году, где она получила почетную премию за режиссерский дебют. Второй фильм Ларисы Шепитько уже принес ей широкую известность у зрителей и коллег. Это была картина «Крылья». Это был фильм-биография, который повествовал о жизни после войны Надежды Петрухиной – легендарной женщины-летчицы. Главную роль в нем играла Майя Булгакова, которая стала лучшей актрисой шестьдесят шестого года.

 

Лариса Шепитько

 

Следующую работу Ларисы Шепитько ждала сложная судьба. Фильм «Родина электричества» был снят на натуре – в глухой астраханской деревне. В нем играли люди, не имеющие отношения к кино и к актерской профессии. Этот фильм вместе с лентами «Ангел» (режиссер А.Смирнов) и «Мотря» (режиссер Г.Габай) должен был войти в альманах «Начало неведомого века». Но части «Ангел» и «Родина электричества» были отвергнуты цензурой. Гениальный фильм Шепитько зрители увидели только в восемьдесят седьмом году. В семидесятом году начались съемки фильма «Белорусский вокзал». Режиссером картины должна была стать Лариса Шепитько. Но ее снял А.Смирнов.

 

Лариса Шепитько

 

Шестьдесят девятый год позволил Шепитько снять ее первую картину в цвете. Ею стала сказка «В тринадцатом часу ночи». В фильме было очень много музыки, юмора и веселья. Он так же был замечателен актерскими работами Зиновия Гердта, Анатолия Папанова, Спартака Мишулина, Владимира Басова и Георгия Вицина. Семьдесят первый  год дал возможность Ларисе Шепитько снять еще одну ленту в цвете – «Ты и я», сценарий к которой она написала в соавторстве с Геннадием Шпаликовым. Она же стала ее последней цветной работой. Центральными персонажами картины стали молодые ученые Петр и Саша, которые променяли свой талант, удачу и будущие свершения на мир материальных ценностей. Это был фильм о поколении тех, кому за тридцать, к которому принадлежала сама Лариса Шепитько. В фильме блистали молодые Алла Демидова, Леонид Дъячков и Юрий Визбор (на женскую роль пробовалась Белла Ахмадулина). Картину возили на Международный кинофестиваль в Венеции, где Лариса Шепитько была награждена медалью, как представитель молодого кино. Семьдесят четвертый год принес Ларисе Шепитько звание заслуженного деятеля искусств Российской Республики.

 

Лариса Шепитько

 

Семьдесят шестой год стал для Шепитько творческим триумфом. Она снимает фильм «Восхождение», в основу которого легла повесть Василя Быкова «Сотников». Это был еще и актерский триумф Владимира Гостюхина и Бориса Плотникова. Фильм жесткий, экзистенциальный, драматический, новаторский по режиссуре и съемке. Он рассказывал о проблеме предательства и веры. На картину наложили запрет. Ее практически спас Петр Машеров – первый секретарь ЦК КП Белоруской ССР. Фильм буквально взорвал заграничные кинофестивали. Он получил высшую награду Берлинского фестиваля и Рижского Всесоюзного фестиваля. Результатом этого стало приглашение Ларисе Шепитько принять участие в жюри кинофестиваля в Берлине в семьдесят восьмом году.

 

Лариса Шепитько

 

Следующей работой Ларисы Шепитько должна была стать лента «Матера», к сценарию которой она приступила. Фильм основывался на повести «Прощание с Матерой» Валентина Распутина. Решено было съемки начать на озере Селигер. И в семьдесят девятом году туда должна была отправиться съемочная бригада. Но этим планам не суждено было сбыться.

 

Второго июля семьдесят девятого года Лариса Шепитько погибла в автокатастрофе на практически пустом шоссе. Причину установить не удалось: машина, где находилась Лариса, неожиданно выехала на полосу встречного движения и врезалась в грузовик. Вместе с Шепитько погибли и ее коллеги.