Режиссеры

Сиверсен Владимир

Поделиться:

В 1873 году родился российский сценарист, оператор и режиссер Владимир Сиверсен, немецкого происхождения. Владимир был в числе первых, кто занялся конвертацией зарубежной кинопродукции, то есть обменом фильмами, для российских зрителей. В 1905 году Сиверсен открыл в Москве лабораторию по созданию русских надписей для фильмов Gaumont под названием “Гомон и Сиверсен”. Но предприятие провалилось после того, как фирма Gaumont открыла свое производственное отделение в Москве. И тогда Сиверсен решил предложить свои услуги организатору кинопромышленности, режиссеру и одному из первых пионеров кинематографа России Александру Ханжонкову.

 

Как вспоминает сам Ханжонков, ему захотелось купить оборудование лаборатории Сиверсена, которое состояло из съемочного устройства конструкции самого Сиверсена, двух кювет, двух барабанов и съемочного аппарата “Урбан”. Несмотря на образование инженера, Сиверсен очень любил кинематографию и любил что-то изобретать. И конечно не все изобретения оказывались удачными, но его это не останавливало. И одним из его изобретений был аппарат для печати постоянных надписей (объявление о конце сеанса, нумерация частей). Устройство работало безотказно и все накладывало штампы на каждый 51 метр пленки. Но из-за того, что на экране буквы получались лохматыми, изобретение стояло без дела. Это была первая его неудача. Но, она вскоре забылась, и Владимир сконструировал параболическое зеркало, которое от 25 свечей одной лампочки давало луч света, которого хватало для съемки надписей с плаката. Это было сделано для экономии света при печати надписей. Но, к сожалению, и это устройство не оправдало ожиданий.

 

Сиверсен был оператором первых фильмов Ханжонкова. Первый фильм – “Палочкин и Галочкин” был снят в 1907 году, но был не закончен и нет о нем данных. В 1908 было снято еще 4 фильма – “Выбор царской невесты”, “Наводнение в Москве”, “Песнь про купца Калашникова”.

 

И еще один фильм – “Драма в таборе подмосковных цыган”, в котором Сиверсен был и сценаристом, и режиссером. Это единственная картина, где Владимиру удалось раскрыть свои таланты режиссера и сценариста. Этот фильм на драматической ноте знакомит зрителей с жизнью и нравами цыган в Подмосковье. События происходят вблизи Кунцевского парка. Из воспоминаний Ханжонкова, в цыганском таборе в Подмосковье было все, что нужно: и красавец цыган с диким лицом, и молодая, пластичная цыганка, и толпа подростков-цыган, и стариков-цыган, очень громких и грязных. Сценарий, созданный на быструю руку, на первый взгляд был не таким уж и плохим, тут была и страсть к азарту, и беззаветная любовь, и кровавая месть, и много, много танцев. Но когда начались съемки, оказалось не все так радужно. Цыгане очень боялись съемочного аппарата, и как только Сиверсен его приводил в действие, как тут же цыгане впадали в ступор. Красавец - цыган и его партнерша с ужасом смотрели на аппарат. Какие уж тут танцы. Но, все же картина была снята. Табор отправился в свой путь. К сожалению, чуда не произошло. Идея была неудачной. И мечта о выпуске первой бытовой русской картины в этом сезоне не осуществилась.

 

В 1909 году они сняли “Песнь про купца Калашникова”,  “Русская свадьба XVI столетия”, “Ванька-ключник”, “Боярин Орша”, “Мёртвые души”, “Чародейка” и еще 8 фильмов. И вскоре уровень профессионализма самоучки Сиверсена стал не устраивать Ханжонкова и в 1910 году осенью он пригласил на место Владимира Луи Форестье. Освобожденный от съемок Сиверсен стал заниматься техническими разработками и работал над нами в ателье Ханжонкова до того, как началась Первая мировая война.

 

В начале войны он был интернирован и выслан в Уфимскую губернию как иммигрант из Германии. В 1918 году у него получилось вернуться в Германию, где он и продолжил работу в кино. Сиверсен был ведущим оператором на фирме Дмитрия Харитонова в Берлине и принимал участие в съемках картины Петра Чардынина “Дубровский”, которая вышла в 1921 году и картины Николая Маликова “ Псиша ”, вышедшей в 1923 году. К сожалению, дальнейшая жизнь Сиверсена неизвестна. И до сих пор никто не знает, где и при каких обстоятельствах умер талант, стоящий на первых ступенях российской кинематографии.