Фишка.ру - интернет-журнал » Наша жизнь » Непознанное » Чёрная дыра в галактике Скульптор перешла в дремлющее состояние
Непознанное

Чёрная дыра в галактике Скульптор перешла в дремлющее состояние

Чёрная дыра в галактике Скульптор перешла в дремлющее состояние

Располагающаяся в 13 миллионах световых лет от нашей планеты чётная дыра галактики Скульптор перешла в слабоактивное состояние через десять лет после того момента, когда исследователи наблюдали её, застав за поглощением космического мусора.

Ещё лет десять назад чёрная дыра, расположенная в центре галактики Скульптор (NGC 253), вела себя достаточно активно и поглощала окружающие её объекты. Теперь же она перешла в дремлющее состояние, так как вещество для поглощения пока закончилось. Подробная информациях о новых исследованиях чёрной дыры этой галактики уже появилась в американском журнале Аstrophysical Journal, заинтересовав многих астрономов и астрофизиков.

Очень часто активность таких объектов, как центрально-галактические чёрные дыры, связана с процессами звёздообразования. Однако механизм этой связи ещё не вполне выяснен. Галактика Скульптор (NGC 253), в центре которой, как и у многих других галактик, расположена сверхмассивная чёрная дыра, интересна тем, что в ней в большом количестве рождаются новые звёзды. Масса центральной чёрной дыры, как недавно стало известно, превышает массу нашего Солнца более чем в пять раз.

Ясно, что дремлет чёрная дыра, пока нет поблизости какой-нибудь новой порции материи (то есть когда остаётся почти чистый вакуум, не считая материи, представленной гравитационными и электромагнитными полями). Как только такая материя появляется на пути, чёрная дыра «оживает». Эти физические объекты поглощают вещество, содержащемся в окружающем их аккреционном диске. Тогда они и заметны очень хорошо, рассказывает Энн Хорншемайер, одна из сотрудников НАСА, соавтор исследования. Аккреционный диск собой представляет раскалённую плазму, с высокой скоростью вращающуюся вокруг ЧД.

Галактика NGC 253 тем необычна, что её громадная ЧД «умудрилась заснуть» в самом разгаре звёздообразования, рассказывает Брет Лемер. Возможно, она поможет прояснить ряд плохо изученных на данный момент процессов.