Фишка.ру - интернет-журнал » Наша жизнь » Технологии » Учёные поймали свет «в ловушку» на целых 60 секунд
Технологии

Учёные поймали свет «в ловушку» на целых 60 секунд

Группе учёных Дармштадтского университета (Германия) удалось остановить свет, при этом удерживая его в неподвижном состоянии на одном месте в течение времени примерно 60 секунд.

Как рассказывают исследователи в работе, опубликованной на страницах журнала Рhysical Review Lеtters, им удалось произвести кратковременную остановку света. Этот эксперимент поможет разрешить не только теоретические вопросы, но и выполнить практические задачи – создание квантовых вычислительных и коммуникационных устройств. Это фактически новая технология.

Как известно, свет – это видимое для глаз человека электромагнитное поле. А частицы и волны безмассовых полей движутся со скоростью 299 792 458 метров в секунду, т.е. около 300 тыс. километров за одну секунду. С такой скоростью движутся все электромагнитные и гравитационные поля. Но учёные задались вопросом: а можно ли свет приостановить и даже остановить, сохраняя при этом его сущность?

Учёные поймали свет «в ловушку» на целых 60 секунд

Науке сравнительно давно известно, что максимальна скорость света в вакууме, а в газах, жидкостях и твёрдых телах она несколько замедляется, но не намного. И всё же исследования и эксперименты по остановке света начались ещё с 1999 года. Тогда учёным удалось замедлить свет до 17 метров в секунду. В 2001 году уже другая команда исследователей смогла остановить свет, но только на доли секунды. А вот несколько месяцев назад научный коллектив смог остановить свет аж на 16 секунд! И вот теперь немецкая группа исследователей удерживала свет в неподвижности на 1 минуту.

Для остановки света использовали охлаждённый кристаллический материал. Лучом лазера его привели в особое состояние (квантовая суперпозиция), когда атомы одновременно и пропускают, и не пропускают фотоны света, которые словно попадают в ловушку, а материал теряет прозрачность. Квантовое состояние фотонов остаётся прежним. Передача информации с помощью фотонов требует меньше энергии, чем с помощью электронов. Достигнутые результаты и лягут в основу зарождающейся новой технологии.