Загадки истории

Хромые «Тигры»

Поделиться:

Хромые «Тигры»


Наверное, трудно найти у нас в стране человека, который хоть что-то не слышал бы о немецких танках «Тигр», использовавшихся в годы Великой Отечественной войны. Благодаря кинематографу узнать их может даже человек, который настоящий танк не видел, - огромный, угловатый, с массивной пушкой с надульником, он сразу бросается в глаза какой-то по-особому жуткой и смертоносной силой, словно нет ничего такого, что может ему противостоять. Во всяком случае, именно таким он видится нам на экране... И кажется невероятным, что наши солдаты выходили на поединки с такими танками один на один и, несмотря на весь их грозный вид, в этом единоборстве побеждали!

«Тигры» из кино и в жизни

Впрочем, следует вспомнить, что в реальной жизни германских танков этого типа сохранилось очень мало, буквально несколько штук. «Тигры» есть в музее бронетанковой техники в Кубинке и в поселке Снегири, в германском музее в Мюнсте-ре, в США, во Франции - в Сомюре и Ви-мутье, есть в Англии, на базе Бовингтон-Кэмп, причем там эта машина на ходу. В кино «играют» всего лишь их хорошо сделанные копии. Причем интересно, что лучше всего поддаются переделке в «Тигры» наши советские танки Т-44 - наследники знаменитой «тридцатьчетверки». Именно их-то как раз и загримировали под танки «Тигр» для киноэпопеи «Освобождение», и многих тогда они настолько поразили, что люди задавали вопрос: «И где это столько "Тигров" нашли?» Хотя понятно, что содержать где бы то ни было такую боевую армаду из старых танков противника просто невозможно.

Однако отличить киношный «Тигр» от натурального очень легко. Достаточно посмотреть на его шасси: если вы увидите у него в гусеничном ободе всего пять больших колес, то... это всего лишь реплика! На настоящем «Тигре» колеса располагались в шахматном порядке, то есть одни колеса находились в промежутках между другими.

Рациональный во всем?

 

Хромые «Тигры»


Ну а теперь давайте посмотрим, как «Тигр» появился на свет и можно ли, как делают некоторые его «фанаты», считать эту машину лучшим танком Второй мировой войны? Разработку тяжелого танка немцы начали еще до войны, но не тороgились. Только столкнувшись с советским Т-34 и уж тем более с танком KB, они поставили работу над тяжелой машиной в число своих приоритетов. Ко дню рождения фюрера - 20 апреля 1942 года -были готовы две машины: «Порше-101» конструктора Ф. Порше и танк Э. Адерса фирмы «Хеншель». Гитлеру больше понравился танк Порше, так что на радостях тот заказал сразу 90 шасси, не дожидаясь конца испытаний. Но военные выбрали машину Адерса. Танк Порше имел бен-зиноэлектрический двигатель, в котором было два электрогенератора и два электромотора. Представьте, сколько меди для них требовалось!

В итоге в производство пошла машина с бензиновым мотором, 100-миллиметровой броней, 88-милли метро вой зенитной пушкой, переделанной в танковую, и весом около 57 тонн. Всего за 1942 год выпустили 78 танков, в 1943-м - 649, в 1944-м (когда их производство было остановлено) - 623, а всего 1350 машин! Всего! При этом самый большой выпуск был в апреле 1944 года - 104 танка.

«Тигр» был первым серийным танком Германии с тремя рядами опорных катков на каждой гусенице, расположенных в шахматном порядке, конструкции инженера Г. Книпкампа. Однако сделано это было не от хорошей жизни! Не хватало резины, качественного каучука. Вот и пришлось ставить на каждый борт много колес, но с тонким резиновым ободом на каждом. А в 1944 году от резиновых бандажей на «Тигре» вообще отказались. Из-за нехватки литейных присадок к металлу броню на танк поставили из плоских катаных плит, поскольку она обладала большей твердостью. Но... при этом она была большой толщины, а отсюда и вес, и много колес, причем при нехватке резины. Броневые листы соединялись друг с другом по принципу конструктора Lego: на одном - паз, на другом - выступ, после чего швы еще дополнительно укреплялись сваркой. Но это было очень трудоемким делом, вот почему таких танков выпустили мало! Так что рационализм немецких конструкторов этого танка был связан отнюдь не с их «творческим гением», а с жестоким дефицитом материалов, из которых как раз и создается хороший танк.

Повысить технологичность Адерс попытался тем, что поставил на своем танке броню практически везде вертикально.Даже башня - и та была на «Тигре» в форме подковы с вертикальными стенками. Такой же вертикальной была лобовая и бортовая броня. И недаром не успел Адерс запустить машину в серийное производство, как от него тут же потребовали еще более мощный танк - «Тигр-И» (у нас его назвали «Королевский тигр»), но уже обязательно с наклонной броней по типу советского Т-34.

Мучение с гусеницами

Но главные проблемы были у «Тигра» с гусеницами. Конструкторы сделали их широкими, что вместе с большим количеством колес обеспечивало хорошую проходимость. Но... с ними танк не помещался на стандартную железнодорожную платформу. Как же тогда было везти его на фронт? Немцы вышли из положения весьма хитроумным способом: внешний ряд катков снимался, а вместо широких гусениц устанавливались узкие, транспортные. В этом виде танк и ехал на фронт, где съезжал с платформы на узких гусеницах, а его экипаж должен был заменить их на широкие.

А теперь представьте себе мучения экипажа из пяти человек с гусеницами по 2,5 тонны каждая, когда сначала нужно снять один их комплект, а затем поставить внешние колеса и надеть другой. То же самое нужно было проделать при переправах через реки, потому что «Тигры» не помещались на стандартные понтоны. Танкам требовалось очень много горючего, поэтому их сопровождали десятки бензовозов. И вот представьте себе ситуацию: нужно перебросить «Тигры» по железной дороге. Их «разули», но не успели заправить, как на станцию налетели наши штурмовики Ил-2. Да, конечно, их снаряды броню «Тигров» не брали, а бомбой попасть в танк не так-то легко. Но бензовозы, платформы, живая сила, наконец... А подобные удары часто следовали один за другим, и нередко бывало так, что неуязвимые «Тигры» просто приходилось бросать по причине нехватки топлива и из-за невозможности их эвакуировать.

Однако еще хуже было воевать на «Тигре» (да и на «Пантере» тоже!) в русской грязи в заморозки. Почему? Дело в том, что между колесами, расположенными в шахматном порядке, набивалась грязь. Пока она была мягкой, все было в порядке. Но если ночью ударял мороз и грязь застывала, то утром при попытке запустить на машине двигатель сразу «летела» трансмиссия. Вот и приходилось танкистам после боя, прежде чем идти спать, вымывать эту грязь между колесами водой из шланга, что было делом совсем не легким.

Вот так - «Тигры» очень хороши, если только доставить их куда надо!