Фишка.ру - интернет-журнал » В мире событий » Культура » Великий пост у славянских предков
Культура

Великий пост у славянских предков

Поделиться:
Великий пост у славянских предков

Практически каждый человек при упоминании поста ассоциирует его с особенностями питания в этот период, голоданием или ограничениями в выборе блюд. Но ведь смысл не только в этом - необходимо очистить душу от грязных мыслей и помыслов и удалится от мирской суеты в сторону духовного героизма Христа.
Верующий человек к посту приходит с особым состоянием души, потому как готовит ее к большому празднику – Пасхе; ведь пост от Пасхи отделяют ровно семь недель, в этом году пост начался 18 марта.
Наши предки несколько иначе относились к Великому посту: в это время они налаживали отношения со своими близкими и родными, прощали им все прегрешения и практически никогда ни с кем не ссорились. А еще, это время использовали для того, чтобы как можно больше общаться с Христом в постоянным молитвах.
У предков все было серьезно, даже элементарные бытовые вопросы решались по-другому. Скатерти и домашняя утварь была особенной, из этой посуды по окончанию поста никогда не ели.
Чистый Понедельник предназначался для того, чтобы навести порядок в доме – там все перемывали, драили и выносили мусор. Допускались поездки на рынок за постными продуктами, продавцы никогда в пост не предлагали сытных жирных продуктов, это считалось большим грехом. Среди постных продуктов можно было найти грибы – сухие или соленые, баранки всех размеров, редьку, бобовые – фасоль, нут, горох, соленые огурцы и помидоры, квашеную капусту, свеклу, морковь, лук, сухофрукты и все виды ягод. Хозяйки готовили овощные котлеты, варили кисели и компоты, пекли пироги. А каких хлебов только не было в период поста! Из лакомств можно было отведать засахаренных орехов или пастилы из ягод.

Великий пост у славянских предков


В большинстве случаев на Благовещенье и на Вербное воскресенье можно было есть рыбу, поэтому на столах появлялись рыбные блюда и пироги, икра.
Спасительным кругом в период Великого поста становились крупы, из которых готовили сотни различных блюд; больше всего любили печь гречневые блины и варить гречневую кашу, зажаренную овощами с грибами.
Верующие предки очень уважали квас. Каких только видов кваса не существовало – квас из хлеба, квас из кислых щей, квас из солода, квас из бражки, квас медовый с имбирем…
Не забывали в постное время и про сладенькое – мед был в особом почете, как и варенье, халва, пряники и особый великопостный сахар, который был разных цветов.
В первую и последнюю недели периода поста нельзя было использовать масло, но в остальные 5 недель его использовали, как обычно, различали много видов, отдавая предпочтение подсолнечному, ореховому, горчичному и даже маковому.
Но все время во время поста еда была далеко не самым главным, она всего лишь дополняла частое общение верующих с господом в церквях, направленное на очищение души.
Самое сложное время для верующих наступало во время Страстной недели, когда дома вылизывали до блеска, на иконы вешали розовые веночки, а в субботу святили пасхальные куличи и яйца.
Пасха для верующих – настоящий светлый праздник, потому как многие уже томились ожиданием воскрешением Господа и долгим страданием по божественному свету. Наши предки еще пекли раньше греческие бабы, запускали фейерверки и готовили сахарные яйца.
Верующие ликовали оттого, что Христос воскрес и освободился от мучений.
Наши предки владели особой культурой умения жить непрерывными циклами по религиозным законам, а в теперешнее время люди практически утратили стремление объединять веру и ежедневное существование.