Актеры

Борисов Олег

Поделиться:

Для поколения, родившегося после войны, актер Олег Борисов был открытием, с первых ролей, сколько требовал сценарий, он жил жизнью своего героя без капли фальши, сознательно и принципиально. Без патетики и умиления, с простотой и скромностью, ничего не подчеркивая, как о чем-то само собой разумеющемся, актер давал каждому герою психологическую убедительность и достоверность событиям и времени, в которых его герой существовал.

Закончив Школу - студию МХАТ, Олег Борисов дебютирует в Киевском русском драматическом театре имени Леси Украинки в роли солдата - отставника Коня в горьковских «Врагах». В роли Аркашки в спектакле « Лес» по А.Н. Островскому Олег Борисов полюбился киевлянам. Были роли матроса Шарыгина в «Хождение по мукам», ноздрёвского слуги Порфирия в Мертвых душах».

В 1961 году Олег Борисов снялся на киностудии имени А. Довженко в комедии «За двумя зайцами» (режиссер Иванов), его Свирид Голохвастый покорил зрительскую публику, реплика «Проня Прокоповна имеет вкус» стала крылатой фразой. Фильм был аккредитован для показа в Варшаве, где проходили Дни Советского Кино. В актерском коллективе КРДТ имени Леси Украинки, как и в большинстве актерских коллективов, нашлись завистливые коллеги по цеху, написавшие письмо в газету «Советская культура» о зазнайстве актера. Это послужило концу 13-и летней работы Олега Борисова в этом театре.

Олег Борисов переходит в ГАБДТ имени М. Горького в Ленинграде и сразу на роль Карцева в «104 страницы про любовь» по пьесе Э. Радзинского». В БДТ у Товстоногова почти за 20-и летнюю карьеру актер создал исключительно пронзительные по достоверности образы в спектаклях «Тихий Дон», «Дачники», «Три мешка сорной пшеницы», «Король Генрих IV», «Оптимистическая трагедия», «Кроткая». Свои роли, даже в эпизодах, актер разрабатывал с большой дотошностью и осмысленно. Он был удостоен звания Народного артиста.

Следующей сценой был МХАТ, куда Олег Борисов был приглашен О.Ефремовым. Актер выступает теперь как признанный мастер психологического портрета. Начало его в театре - роль Выборнова в «Серебряной свадьбе». И, конечно, прекрасно сыгранный Астров в новом спектакле «Дядя Ваня» (в постановке О. Ефремова). Шесть лет упорного труда и тысячи потрясенных зрителей.

Л.Хейфиц предлагает Олегу Борисову роль Павла I в театре Советской Армии, актер снова меняет сцену.

Последняя его работа - старый Фирс в « Вишневом саде». Уходит герой. Уходит эпоха. На сцене театра актера могли видеть не все почитатели его таланта .Страна знала, любила, преклонялась перед актером после просмотра фильмов с его участием. Первая роль в кино - эпизод в фильме « Мать». Далее были эпизодические роли в фильмах «Дети солнца», «Киевлянка», «Черноморочка» и уж потом - настоящая первая роль в фильме «За двумя зайцами».

Более 60-ти фильмов с участием актера, разноплановая фильмография, блестяще раскрытые образы. Неподдельную правдивость в передаче состояния, чувства, настроения персонажей оценили миллионы зрителей. В фильме «Рассказ о простой вещи» (1975 г.) виртуозно сыгран поручик контрразведки Соболевский, полусадист с оловянными глазами, армейскими манерами и полковник Арефьев в фильме «Кража» (1970 г.) - в роли следователя, неподкупный, сострадательный, ненавязчивый. Психологически это разные люди.

В фильме «Дайте жалобную книгу» актер показал свой блестящий комедийный дар, журналист Никитин в его исполнении - лиричный, с обворожительной улыбкой,- другой тип людей. Грустный фильм «Отцы», где фронтовик Дронов предостерегает о расколе общества своим выстрелом из дробовика. Дронов победил в том поединке, а в реальной жизни много фронтовиков испытали горечь поражения в схожих ситуациях.

Одна из лучших ролей актера - следователь Ермаков из фильма «Остановился поезд», твердый как кремень, не боится быть вне толпы, имеет и отстаивает свои принципы.

«Крах инженера Гарина» - фильм - предостережение, что амбициозность и фанатизм ученого могут привести к смертельной развязке для всего человечества. Борисовский Гарин - безумец, апатия привычная и гнетущая, горькая ирония и презрение - привычное его состояние. «Рафферти» - потрясающая повесть о человеческом падении, о растлении личности приобщением к власти. Через 10 лет после выхода фильма на экран вся страна увидела это в большом масштабе.

Диктаторы и авантюристы всех мастей: Гарин, Рафферти, Голохвастый, Версилов, Кочкарев, Джон Сильвер легко удавались актеру. Но они оставались людьми - неповторимыми, заблуждающимися, страдающими, неприкаянными.

Последняя роль в кино - Мефистофель / Бог в фильме «Мне скучно, бес» (1993 г.)

Достоинство, высокий профессионализм в любой роли - особенность актера, переиграть актера было сложно.

Он мог сыграть всё. ВСЁ.