Фишка.ру - интернет-журнал » Кино » Режиссеры » Валерий Жереги – румынский самородок
Режиссеры

Валерий Жереги – румынский самородок

Поделиться:

 

 Валерий Жереги – румынский самородок

     Молдавский, советский и российский режиссер и сценарист Валерий Жереги (ValeriuIsaiJereghi), родился 29 октября 1948 года в селе Страшены, что в Молдавии. Учился и с успехом закончил режиссерский факультет в институте искусств в Кишиневе в 1970 году, а в 1975-м – режиссерский факультет ВГИКа. Валерий Жереги работал во многих странах мира: в Венгрии, Румынии, Германии, Австрии, России, Франции, Югославии. Снимал фильмы на студии «Молдова-фильм». В 1978 году Жереги был принят в Союз Кинематографистов. Кроме этого он является академиком Евразийской Академии Телевидения и Радио, лауреатом многих всесоюзных и международных кинофестивалей. Он – яркий и самобытный образец румынской культуры.

 

     Фамилия «Жереги» происходит от румынского слова «jeregai», что означает «жар», «жарить на углях», «страстный, горячий». Эту фамилию в древности мог получить человек, чья профессия была связана с огнем (кочегар, повар), либо тот, кто имел пылкую, страстную натуру. Как могла румынская фамилия появиться в России? Тому есть две причины, связанные с бегством молдаван от турецкого ига и переселением их в Россию. Первая волна переселения случилась в 1711 года, вторая – 1736. Достаточно известным представителем этой замечательной, огненной фамилии и является кинорежиссер и сценарист Валерий Жереги.

  

 Валерий Жереги – румынский самородок

   Никто не расскажет лучше о себе, чем сам человек. Поэтому, попробуем нарисовать портрет Валерия Жереги с помощью его собственных слов. Самыми знаковыми, эпохальными картинами, которые заставили его отправиться в путь по кинодороге, стали «Амаркорд» и «Дорога» Федерико Феллини, «Стыд» Ингмара Бергмана и «Мужчина и Женщина» Клода Лелюша. Эти картины буквально пленили его, а режиссеры, снявшие их, стали кинородителями Валерия. Он впитал в себя каждый кадр этих картин, каждую ноту из этих фильмов, каждое слово из диалогов персонаже, каждый образ этого киноязыка. Именно эти фильмы и повлияли на все творчество этого режиссера и на его взаимоотношения с актерами.

 

      Как же работает Валерий Жереги с актерами? Самое обязательное условие – это сходство в психологиях между актером и персонажем. Режиссер не пасует перед звездами, прекрасно относится к новичкам, потому что им еще ничего не известно об их роли, а режиссер уже все о них знает. Жереги не боится экспериментировать с актерами в поисках игровых решений. Он делает это до тех пор, пока актер не теряет сходство с самим собой. Он ждет, пока между актером и его ролью вспыхнет взаимное чувство, пока актер не превратится в соавтора режиссера. Валерий Жереги сохраняет за актерами своеобразное авторское право на роль. Именно этот прием повышает в актерах ответственность за то, что они делают на площадке.

 

     Сотрудничает ли Жереги с коллегами-режиссерами, снимает ли совместные фильмы? Режиссер дает категорический и отрицательный ответ. Невозможно двум людям, двум творческим личностям одинаково плыть в одной лодке, поскольку у двух людей абсолютно разное восприятие и действительности, и процесса творения. Отсюда следует вывод, что, по мнению Жереги, донести до зрителя картину может только один ее автор.

 

 

  Как считает Валерий Жереги, у молдавского кино в том виде, в каком оно существует сейчас, нет абсолютно никакого будущего. На сегодняшний день в нем много случайных, проходных людей, которые являются откровенными неудачниками и ничего хорошего от них ждать не приходится. Для того, чтобы поднять молдавский кинематограф, нужно собрать вместе все лучшее, что есть в мировой и европейской индустрии кино. Молодым авторам стоит поучиться у корифеев, а не уничтожать все устои, не глядя, с плеча.

 

     Еще один бич современного кинематографа, по мнению Жереги, является отсутствие спроса на талант, на самобытность, на самовыражение. Сегодня молдавский кинематограф похож на ребенка, потерявшего своих родителей, потерявшего свои корни, и именно государственные органы должны стать для него учителями и воспитателями, теми «людьми», которые должны поставить его на ноги и вывести в свет. У кинематографа большой потенциал, который может быть полезен государству и родине. Осталось только им обратить на него хоть какое-то внимание.

 

 Валерий Жереги – румынский самородок

       Самому себе мастер молдавского кино хотел бы пожелать терпения и мудрости, чтобы грамотно и умело найти свое место среди других профессионалов. Лишь тогда можно найти способ быть полезными себе, своему государству и своей родине. Единственное, на что сетует режиссер, это на отсутствие внимания к своим последним лентам: «Перелетные птицы» и «Любовь и война». Это не совсем удачные, невостребованные картины, которые оказались «не ко времени» и «не к месту».

 

    Стоит заметить, что фильм Валерия Жереги «Арриведерчи» имеет 15 международных наград и премий, среди которых: Гран-при Евразийского телефорума, премия «PremioItalia» 2011 г.