Фишка.ру - интернет-журнал » Музыка » Музыкальный коктейль » История рождения губной гармошки
Музыкальный коктейль

История рождения губной гармошки

Поделиться:
История рождения губной гармошки


У многих людей при упоминании губной гармошки возникает ассоциация веселой беззаботной жизни с элементами романтики. Какова же история этого музыкального инструмента?
Губная гармошка, правильное название губная гармоника, появилась впервые в Европе: ее стали изготавливать в Германии и Австрии мастера, которые специализировались на музыкальных инструментах. В начале 19-го века, небольшая гармошка случайно попала к большому почитателю музыки, помощнику суконщика Христиану Месснеру. Он так полюбил гармошку, что начал работать над ее усовершенствованием, втайне от отца, который считал, что все, что связано с музыкой – баловство и не больше. Месснер после долгих трудов создал губную гармонику, которая практически осталась без изменений и в настоящее время. Несколько лет спустя, Месснер в своей родной деревушке открыл небольшую мастерскую, где начал делать губные гармошки. Дела пошли вверх, инструмент пользовался спросом, и вскоре на месте мастерской уже была построена фабрика, которая носила имя Месснера. К середине 19-го века имя Месснера стало известно даже за пределами Германии, так как производимые им гармоники быстро раскупались, на них всегда был спрос.
Примерно в то же время, в той же деревушке, часовщик Хонер Матиас тоже стал работать над изданием гармоник. Однако Матиас Хонер показал себя профессиональным бизнесменом, и его фабрика стала более известна, чем Месснера, он стал продавать продукцию во многие страны мира и приобрел мировую славу, как производитель. Хонер смог поглотить фабрику Месснера: с начала 20-го века стал существовать только концерн Хонер, производящий в настоящее время около 20 миллионов губных гармоник ежегодно.
Губная гармоника интересовала многих людей, неравнодушных к музыке и поэтому один из них, Чарльз Уитстон поработал над гармоникой и у него получился абсолютно новый вид музыкального изделия – симфониум, представляющий собой небольшой инструмент с клавишами, расположенными вдоль каждого края, с каждой стороны по 12. Но звучал инструмент по принципу гармоники - от воздуха, который вдувался ртом.
Музыкальные мастера не останавливались на достигнутом и впоследствии стали появляться гармоники с механической клавиатурой, оркестровые и для игры соло.
Сольная и оркестровая гармоники распространились довольно быстро и получили в разных странах разное предназначение – в некоторых странах на уровне детской игрушки, которая использовалась в народных представлениях для детей, в других – на уровне признанного музыкального инструмента.
Особенно любили и уважали губную гармошку в Германии и США, где стали преподавать обучение игры на ней в музыкальных школах. В таких школах создавались оркестры с разной численностью гармоник – от полсотни до тысячи. Особой популярностью стали пользоваться музыкальные группы в армейских подразделениях и среди студенческой молодежи.
В настоящее время, в большей степени в европейских странах и Америке существует множество народных групп и сольных музыкантов, виртуозно владеющих своим маленьким инструментов. Но размер не имеет значения, губная гармошка легко может собрать огромные залы, чем и доказала свою состоятельность.