Фишка.ру - интернет-журнал » Наша жизнь » Технологии » Шпион, который всегда с тобой
Технологии

Шпион, который всегда с тобой

Поделиться:

  Никто не станет отрицать, что сотовый, он же мобильный, телефон сделал нашу жизнь гораздо комфортнее. Проблемы, которые ещё с десяток лет назад доставляли нам массу хлопот, как-то решились сами по себе. Но на месте прежних появились новые!

  И вот мобильник постепенно превращается из друга в самого настоящего доносчика и шпиона. Не спрячется никто. Кладя в сумку или карман сотовый телефон, каждый человек должен знать и всегда быть готов к тому, что за его перемещениями можно будет следить. Для этого нужно всего-навсего знать расстояние от пользователя телефоном до трех базовых станций как минимум. Каждая из этих станций имеет свой фиксированный адрес, поэтому особого труда получить на карте точку, в которой абонент находится в данный момент, не составит. Вследствие искажений сигнала городскими строениями или природными объектами погрешность будет составлять около 200 метров.

  Вот проблема, не так ли? Или всё-таки благо? Однозначно ответить на этот вопрос трудновато: часто оказывается, что одно и то же явление, свойство может оказаться неоднозначным с точки зрения полезности-вреда.

  В США, например, и некоторых других странах, человек звонит в службу спасения (911 или какую-либо другую), и адрес этого человека высвечивается на табло диспетчера автоматически, погрешность при этом – десятки метров и она всё время сокращается. Эта услуга, очевидно, не лишняя – около 90% разговоров тратится на то, чтобы доходчиво объяснить адрес. А ещё и паника. Ну, понятное дело, всякие форс-мажорные обстоятельства и террористические акты также способствуют росту популярности данной услуги.

  Чрезвычайно популярна система слежения в Великобритании и Северной Европе, и в данном случае из-за того, что акценты смещены в сторону защиты детей и подростков, как поколения подрастающего. С августа 2006 года введена в действие новая услуга Phonesitter, которая предоставляется, прежде всего, сетями T-Mobile, Orange, Vodafone и O2. Стоимость подписки – примерно в районе 8 долларов. Конечно, при этом абоненты информируются, что их (а точнее, местоположение мобильного телефона) в любое время можно будет отследить.  Аналогичный сервис есть и в матушке-России. Здесь подобные услуги предоставляются операторами так называемой «Большой тройки». Разумеется, с согласия абонента. А если «клиента» как-то не охота спрашивать, в этом случае можно воспользоваться услугами старых добрых детективных агентств.              Основные потребители такой деликатной услуги становятся сверхзаботливые родители и ревнивые супруги. Но не только они. Не менее заинтересованы в ней такие компании и фирмы, которые тем или иным образом связаны с логистикой. Ведь им важно следить за непростым транспортным потоком, то есть вести контроль, а также при необходимости контролировать его. Но услуга отслеживания может быть интересна и другим фирмам и предприятиям (учреждениям), работодатели которых интересуются, например, таким фактом: а где это застрял их курьер и почему срывает доставку, действительно ли он в пробке или просто филонит где-нибудь, скажем, в казино или на пляже? И по каким таким отдалённым местам в городе катается торговый агент, что  у него уходит пропасть солярки (бензина)? При этом сами руководители будут уверять, что так они всего лишь заботятся о безопасности сотрудников. А верить им или не верить – дело самих сотрудников и юристов, к которым они обращаются с жалобами.

  К сожалению или к счастью, но переоценивать услуги подобного рода пока не стоит: технология пока ещё в стадии развития. Да, если ребёнок просто сбился с дороги и бродит по улице, мобильная слежка эффективна. Но родители обычно не отпустят ходить-бродить ребёнка одного по незнакомой (или плохо знакомой) местности. Если ребёнок шкодлив и решит куда-нибудь смыться, например, сходить в кино или попить со своими сверстниками пивка, то он, скорее, достаточно сообразителен, чтобы выключить мобильник. Если не на первый раз, то на второй-третий. А если случится похищение, тогда телефон отключат сами похитители.

  Если в какой-нибудь нормальной стране появляется такая неоднозначная услуга, то, соответственно, в ней совершенствуется и законодательство, появляются правовые акты, регулирующие контрольную деятельность с помощью мобильных устройств. Однако и законы спасают не до конца: проблемы остаются, появляются новые.                  Например, в США после теракта 11 сентября кардинально ужесточились меры безопасности. И в их числе появились дополнительные возможности, связанные со слежением с помощью мобильников. В 2004 году Джордж Буш уверял, что слежка будет проводиться только после выдачи санкции суда. Однако до сих пор в стране действует с разрешения президента тайная программа отслеживания электронных сообщений и телефонных разговоров граждан США, причем даже без необходимых по закону и конституции судебных ордеров.

  А в декабре 2006 года состоялось судебное разбирательство, подлившее дополнительное масло в огонь. Членов мафиозной группировки судили на основании улик, добытых с их личных сотовых телефонов, то есть незаконно. Причём «жучки» работали даже при выключенной связи. Жучками послужили штатные аппараты сотрудников, которые они тайно внедрили в телефоны этих мафиози. Любопытная директива действует с конца 2005 года и в Евросоюзе. От мобильных операторов связи и интернет-провайдеров требуется сохранение SMS, MMS, электронных сообщений и телефонных звонков. Срок хранения при этом от шести месяцев до двух лет. Каждая страна-участник Евросоюза сама решает, что делать с данной информацией. После установленного срока данные необходимо уничтожать. Надо отметить вот какой нюанс: директива не определяет некую модель возмещения затрат операторов, каждая страна по-своему решает проблему. В итоге часто получается так, что сами «отслеживаемые» платят за свою же слежку.

  Возможно, и ваш мобильник шпионит за вами – будьте начеку!