Фишка.ру - интернет-журнал » Кино » Актеры » Ильинский Игорь Владимирович - король комедии
Актеры

Ильинский Игорь Владимирович - король комедии

Поделиться:

Ильинский Игорь Владимирович - король комедии

     Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии, Лауреат Государственной премии СССР, Кавалер ордена Трудового Красного Знамени, ордена Ленина, ордена Дружбы народов, Игорь Ильинский родился в Москве 24 июля 1901 года.

 

     Как и множество великих актеров, Игорь Ильинский «заболел» театром еще в гимназии. Спектакли Художественного и Малого театров побудили его в шестнадцать лет придти в театральную студию имени Комиссаржевской. А было это в переломном 1917 году, когда судьба молодого Ильинского ломалась вместе с судьбой страны. Спустя полгода Игорь уже выходит на сцену театра. После таких спектаклей, как «Лисистрата», «Похищение из гарема», «Женитьба Фигаро» стало понятно, что «родился» комедийный актер.

     Колебания между драмой и комедией заставляют Ильинского переходить из одного театра в другой, пока в 1920 году он не приходит в театр Всеволода Мейерхольда. Талант Ильинского был созвучен и понятен самому Мейерхольду, и вскоре актер из рядового ранга переходит в ранг ведущий. На протяжении десяти лет он играет в спектаклях - «Зори», «Великодушный рогоносец», «Свадьба Кречинского». Уже первые шаги на сцене рассказали зрителям и критикам о том, что Ильинский не просто актер, а мастер со своей индивидуальностью и почерком, который невозможно спутать больше ни с кем. Он органично выглядел в любом спектакле и с любыми партнерами.

 

     Вторая половина двадцатых годов открыла для Игоря Ильинского путь в кино, где он играет исключительно в комедиях. 24 год приносит в его творческую копилку участие в двух фильмах Я. Протазанова – «Аэлита», и «Закройщик из Торжка». Образ Петелькина списывался с Ильинского и только для него. Следующее десятилетие проходит для актера с огромным успехом. Зритель любит его. Зритель ходит только на него. Зритель узнает в нем себя или своих соседей. Ильинский играет виртуозно, почти с акробатической пластикой и точностью. Он становится «королем крупных планов». Достаточно просто посмотреть на его лицо, на малейшее движение его мимики, чтобы буквально упасть со смеху. Но… Вскоре его образы становятся однотипными, похожими друг на друга, как две капли воды. Это понимает и сам актер, что ввергает его в депрессию, результатом которой становится глубокий кризис в творчестве. Ильинский уходит от Мейерхольда, не играет в кино около пяти лет.

Ильинский Игорь Владимирович - король комедии

     1938 год становится переломным в карьере Ильинского. Он приходит на сцену Малого театра. Поначалу, он скептически относится к своей игре, но русская классика с ее бессмертными образами излечивает актера от самобичевания и возвращает ему творческие силы. Хлестаков, Загорецкий, Счастливцев, Шмага – эти персонажи открывают в Ильинском второе дыхание, которое не ослабеет в нем практически до самой смерти.

 

     1938 год принес Ильинскому и сотрудничество с прекрасным режиссером Г. Александровым. Актер принимает участие в картине «Волга-Волга». Ильинский сознательно лишил образ Бывалова комедийного налета, придав его фамилии нарицательность. Бывалов – бюрократ до мозга и костей, который в принципе не умеет работать, хотя очень хочет создать видимость бурной деятельности, которую сам же и портит. Главная черта Бывалова – самолюбование, самоуверенность, самовозвеличивание. Никто лучше Ильинского больше не воплощал на экране этого образ, для которого актер придумал маленькие выразительные мелочи: взгляд, походку, взмахи руками. Даже великолепный прыжок со второй палубы корабля Ильинский исполнил сам, без дублера. Огромная зрительская любовь к фильму и к персонажу надежно уберегла актера от репрессий и ссылки в лагеря.

Ильинский Игорь Владимирович - король комедии

     Успех фильма «Волга-Волга» создал интересный парадокс: зрительская любовь определила направление развития кино в целом на десятилетия и привела к тому, что звезда этого фильма – Бывалов/Ильинский – на долгие годы перестала сниматься вообще. Причина? Своеобразный конвейер кинокомедий, который требовал от создателей не высмеивания недостатков, а максимальное отсутствие конфликтов. А Ильинский не мог смириться с таким поворотом дел, поскольку был требователен не только к себе, но и к кино в целом. Но он продолжает очень много работать в театре, на радио и на эстраде.

 

     В пятидесятые годы, когда Министерство культуры изъявило желание снять на пленку спектакли Малого театра, Ильинский снова начинает активно работать на сцене. Гоголь, Островский, Грибоедов. Галерея образов, созданных Ильинским так же бессмертна, как и написавшие их авторы. Кроме этого именно во второй половине пятидесятых Ильинскому удалось повторить успех Бывалова: он сыграл в «Карнавальной ночи» бюрократа Огурцова. Заключительный этап жизни актера отмечен уходом в глубоко трагические роли. А последние годы Игорь Ильинский работал в основном на радио.