Фишка.ру - интернет-журнал » В мире событий » Культура » Картина, прогневавшая Бога
Культура

Картина, прогневавшая Бога

Поделиться:

Картина, прогневавшая Бога

 

  Бессмертное суждение о несовместимости гениальности и злодейства прославили в веках Сальери и Моцарт. Справедливо это или нет, установить трудно – сменяются эпохи, меняются нравы и нормы морали. Однако мистическое влияние шедевров искусства, причём далеко не всегда положительное – факт вполне определённый, но разгадке до сих пор не поддающийся.

  Живопись знает множество картин, которые приносят несчастье и художников, чьё творчество как будто отмечено печатью зла. Илья Ефимович Репин, судя по заметкам искусствоведов и историков, занимает в этом списке одно из первых мест.

  Жуткая история с, пожалуй, самой известной картиной Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", более знакомой любителям под названием «Иван Грозный убивает своего сына», говорит сама за себя. После того, как полотно выставили в Третьяковской галерее, даже с уравновешенными посетителями стали происходить странные вещи: одни впадали в ступор, другие рыдали, с третьими вообще случались нервные припадки. Слишком уж реалистичное убийство, слишком много крови на картине….

  А 16 января 1913 года Абрам Балашов, молодой иконописец, порезал холст ножом. Беднягу отправили в сумасшедший дом, где он и умер. Картину удалось отреставрировать – к счастью или к сожалению?

  Стоит отметить, что Илья Репин долго раздумывал, перед тем как взяться за создание живописного полотна. Похоже, не зря. В семействе коллеги Репина, художника Мясоедова, с которого писали Ивана Грозного, вскоре случилась трагедия. В припадке гнева Мясоедов чуть не лишил жизни своего маленького сынишку. Звали мальчика, как и убиенного царевича – Иваном. Совпадение?

   Для второго центрального образа – царевича Ивана – позировал Всеволод Гаршин. Впоследствии известный литератор бросился в лестничный пролёт - он сошёл с ума и выбрал этот способ, чтобы свести счёты с жизнью. Второе совпадение?

  Произведения, «отмеченные дьяволом», есть не только в живописи - их полно и в литературе, и в театральном искусстве. Учёные скептически пожимают плечами, а обыватели шепчутся, что на создателей гневается Бог….